Гармония между личной жизнью и работой. Жизнь в гармонии: семья, работа и увлечения Оставайтесь интересным партнеру


Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Кафедра педагогики

Реферат

ЛЮБОВЬ КАК ОСНОВА ПОЗИТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Выполнила:
студентка 4 курса, 42
группы, ППФ
Каретко Анастасия
Сергеевна

Брест 2011
ВВЕДЕНИЕ

Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельных семей: семья является первым базисом государства. Семья - это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей в быту, интимной жизнью супругов, продлением рода, а, следовательно, воспроизведением рода, воспитанием нового поколения, а также с нравственно-правовыми и психологическими отношениями. Семья - важнейший инструмент индивидуального становления личности. Именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта и житейской мудрости. Полноценная брачная связь мужчины и женщины предполагает раздельность соединяющейся пары, т.е. такую их связь, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Только при этом условии можно говорить об истинной гармонии в семье.

О любви. Эмоционально- психологической, нравственной и эстетической основой брака является любовь, хотя и не всякий брак основан на этом чувстве, а любовь может быть и вне брака. Семья - это естественное гнездо любви, уважения и взаимной заботы. Любовь прекрасна, когда она взаимна и когда мы любим искренне и преданно. Метко сказал Архимед: любовь - это теорема, которую надобно доказывать каждодневно. Любовь - это индивидуально-избирательное чувство, которое выражается в глубоких и устойчивых переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к любимому человек, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему.
Любовь, на мой взгляд, является неотъемлемой и наиглавнейшей составляющей семьи. Если есть любовь «двоих» - есть и гармония в семье.

ПЕРВОБЫТНАЯ СЕМЬЯ

Сплочению первобытного человеческого объединения, возникновению и развитию коллективизма способствовал не только процесс охоты, но и совместное потребление добычи, совершавшееся, видимо, как на это указывает археологический материал олдувайской эпохи, не на месте смерти животного, а на жилых стоянках. Отсюда следует, что видимо, мясо получали и те, кто не участвовал в охоте, а оставался на стоянке: женщины, дети, больные, инвалиды. Индивидуальной охоты в Олдувае, по-видимому, не было из-за низкой технической вооруженности древнейших охотников.
В отличие от охоты собирательство, как бы велика ни была его роль в балансе питания, носило лишь индивидуальный характер и поэтому не могло стать таким важным фактором в процессе гоминизации и возникновения общества, как охота.
Думается, что переход от сообществ обезьян к человеческим коллективам был результатом длительного развития.
Как пишет П. И. Борисковский, «в рамках старого качества длительно и сложно вызревают элементы нового. Переход от стада обезьян к человеческому обществу нельзя представлять схематически, упрощенно. Это был сложный диалектический процесс. В стадах обезьян постепенно зарождались отдельные элементы человеческого общества. А с другой стороны, у древнейших людей, архантропов, еще долгое время переживали отдельные элементы, характерные не для людей, а для обезьян». Мы вполне согласны с этим утверждением исследователя, как и с другим: «С появлением творцов олдувайской техники начинается история человеческого общества, первый этап первобытнообщинной общественно-экономической формации - эпоха первобытно го стада»...
А. Н. Рогачев считает, что, став еще в мустьерское время постоянным и обязательным элементом культуры, жилище «ограничило действие биологического закона единства организма и среды в отношении человека» и тем самым «задолго до появления неоантропа и верхнепалеолитической культуры совершился новый, третий после изготовления каменных орудий и добывания огня решающий шаг выделения людей из мира животных».
При этом «поселения и жилища с самого своего возникновения являлись главными центрами производственной, домашнехозяйственной, общественной и духовной жизни и во всех этих качествах сыграли исключительную роль в формировании и укреплении общественной сущности людей. Общественные отношения возникающих людей, по знавших огонь и начавших жить в жилищах, не могли быть стадными, они выступали в своей первоначальной, первобытной, естественной элементарной форме семейно-родовых отношений, проще говоря, в осознаваемой родственной связи коллектива». В другой работе А. Н. Рогачев высказывает убеждение, что к началу мусте стадо исчезло полностью...
С. Н. Бибиков, обращает внимание на то, что в неандертальских погребениях в скальных убежищах Европы поло вой и количественный состав захоронений может быть выражен пропорцией: 20 детей: 9 женщин: 3 мужчин или 20:8:4. Если учесть, что в ту эпоху детская смертность была очень высока, то понятно преобладание в захоронениях детей. Соотношение женщин и мужчин в захоронениях явно не соответствует тому, которое существовало в общинах неандертальцев. С. Н. Бибиков считает, что можно говорить о тенденции предпочтительного захоронения женщин и детей внутри жилища.
Женщины и дети в соответствии с этими нормами погребались в той среде, к которой они принадлежали со дня рождения. (Мужчины принадлежали к чужеродной полови не общины.) Развивая мысль С. Н. Бибикова, можно пред положить, что трупы мужчин было сложно доставлять в общины, из которых они происходили. Поэтому их погребали за пределами жилищ, а то и вовсе не хоронили. Однако мужских захоронений могло быть мало и потому, что муж чины часто погибали на охоте, вне жилища. Преобладание женщин в захоронениях в жилищах в этом случае лишь результат различия в преобладающих причинах смертности у мужчин и женщин и не помогает в решении вопроса о наличии или отсутствии у неандертальцев, равным образом
Итак, многие данные подтверждают высказанную еще в середине 50-х годов точку зрения А. П. Окладникова о том, что зачатки материнской родовой общины возникают в мусте и окончательно оформляются в верхнем палеолите. А. П. Окладчиков писал: «Прямыми указаниями на оформление материнского рода в это время являются, с одной стороны, общинные жилища, а с другой - широко распространенные изображения женщин, в которых можно видеть образы женщин-родоначальниц, известных, по данным фольклора, например, у эскимосов и алеутов»...

ОБЩИННАЯ СЕМЬЯ

Весьма сложным и дискуссионным является вопрос о характере брачно- регулирующих отношений в коллективах ранних гоминид. Утверждение Г. П. Григорьева (его разделяют также некоторые другие археологи), что общины состояли из семей, не опирается на какие-либо, хотя бы косвенные, данные о жизни архантропов, а есть лишь результат прямой и вряд ли правомерной экстраполяции наших знаний об обществах современных охотников и собирателей на формирующееся общество архантропов.
Для решения поставленного вопроса интересны общие соображения, высказанные Э. Каспари. Исследователь полагает, что у нас нет определенных данных о типе половых отношений у древних людей и, может быть, даже вообще не существует ответа на этот вопрос. Он считает, что в принципе были открыты три возможности:
1) моногамия, когда каждый мужчина участвовал в дето производстве с одной определенной женщиной;
2) полигамия, когда один или несколько мужчин принимали участие в воспроизводстве потомства, а остальные мужчины в этом участия не принимали, а в охоте участвовали;
3) промискуитет, без установления постоянных связей между мужчинами и женщинами.
В советской и зарубежной литературе существуют раз личные гипотезы о причинах, этапах и механизме возникновения экзогамии.
По мнению многих исследователей, главной причиной, тормозившей развитие социальных норм у наших нижнепалеолитических предков, был зоологический индивидуализм, особенно проявлявшийся в безудержной игре половых инстинктов и столкновениях из-за женщин в условиях господства в стаде промискуитета.
Так, А, М. Золотарев писал, что экзогамия возникла как средство подчинения половых инстинктов социальным нормам поведения. Она явилась уздой, наложенной обществом на индивида первым средством воспитания человеческого в человеке. Первобытное стадо, разделившись на два экзогамных рода, воздвигло первую социальную преграду для половых влечений. Каждый из двух первоначальных родов, на которые разделилось стадо, стал «замиренной средой», т. е. коллективом, внутри которого были уничтожены браки.
Роль биологических предпосылок, их воздействие на процесс сложения общественных форм постепенно все уменьшались за счет возрастания значения социальных факторов. По-видимому, с появлением человека современного физического типа роль биологических предпосылок в сложении типов социальной организации и норм социального поведения сходит на нет.
С завершением формирования Homosapiens и исчезновением неандертальцев по всей ойкумене завершается и сложение общинно родового строя.
ГРУППОВОЙ БРАК

Вместе с родом и Homosapiens, мы вступаем в общее ню сформировавшихся людей. Пришедший на смену первобытному стаду род был первым подлинно социальным организмом. Он представлял собой первое человеческое объединение, все особенности которого определялись потребностями развития производства, его фундаментом были разборные отношения распределения. В нем не существовало никакой другой собственности, кроме коллективной.
Однако на том историческом этапе нормальное функционирование производства предполагало и требовало не только существования определенной системы собственно производственных отношений, т. е. отношений собственности, распределения, но и отсутствия между членами производственного объединения полового общении. Последнее было связано с характером половых отношений в предшествовавшем роду первобытном стаде. Будучи аномными (нарушающий обычаи, законы), они препятствовали производственной деятельности. Производство не было еще в состоянии подчинить себе эти отношения, ввести их в определенные рамки. Оно смогло лишь вытеснить их из коллектива, т. е. превратить производственное объединение в полностью агамное (запрещающее половые отношения определенной группы, рода).
Агамия производственного коллектива была необходимым условием нормального функционирования и развития производства. Она была не чем иным, как особого рода производственным отношением. Как всякое производственное отношение, она носила объективный, материальный характер. Отражением этого объективного отношения было агамное табу (строгий запрет).
В силу полной агамии род не мог существовать в одиночку. Возникновение рода было одновременно и образованием дуально-родовой организации. Оба рода, составлявшие дуальную организацию, были социальными организма ми. Вполне понятно, что и связь между ними носила чисто социальный характер. Отношения между полами стали осуществляться теперь только в рамках этой социальной связи.
С появлением рода и дуальной организации половые отношения стали социально упорядочены. На смену агамии и промискуитету пришел брак, причем не между индивидам, а между их группами.
Первой формой брачных отношений был групповой, дуально-родовой брак. Дуально-родовая организация была брачной организацией, брачным союзом двух родов.
Роды, составлявшие дуальную организацию, связывали социальные отношения не по производству, а по дето производству. Социальные отношения по дето производству были столь же объективны, столь же материальны, как и производственные. Их объективность была с неизбежностью обусловлена объективностью агамии производственного коллектива. Производство не могло прямо, непосредственно упорядочить половые отношения. Оно упорядочило их косвенно, породив полную агамию коллектива, а тем самым и групповой, дуально-родовой брак. Таким образом, на заре родового общества наряду с материальными отношениями по производству существовали материальные социальные отношения по дето производству. Первые связывали членов рода, вторые - коллективы, входившие в состав дуальной, т. е. брачной, организации...
Таким образом, на заре родового общества производственные и дето произволе таенные отношения взаимно исключали друг друга. Если люди принадлежали к одному хозяйственному коллективу, то между ними не могло быть половых отношений. Половые отношения были возможны только между людьми, не связанными производственными узами, принадлежавшими к разным, совершенно самостоятельным в хозяйственном отношении социальным организмам. Входя в состав разных хозяйственных коллективов, люди имевшие право вступать в половые отношения, должны были, разумеется, и жить раздельно.
В таких условиях связи между индивидами противоположного пола, принадлежавшими к разным коллективам, неизбежно должны были сводиться лишь к половым отношениям, носить сугубо личный характер. А это может означать лишь одно: между принадлежащими к разным родам дуальной организации мужчинами и женщинами, взятыми не вместе, а по отдельности, брачных отношений не существовало. Их отношения не были брачными, не были браком. На первый взгляд такой вывод кажется парадоксальным. Попытаемся в этом разобраться.
Никто, вероятно, не будет спорить с тем, что половые и брачные отношения далеко не одно и то же. Половые отношения могут существовать и существуют и без брачных. Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных, признанных обществом прав и обязанностей между связанными им сторонами. Там, где социальная санкция отношений между полами отсутствует, они не являются бракам и в том случае, если имеют долговременный характер.
Но надо определенные права и обязанности по отношению друг к другу существовали у родов, составлявших дуальную организацию. Каждый из них, строжайше воспрещая половое общение между своими членами, предписывал членам своей мужской группы вступать в половые отношения с членами женской группы другого коллектива и соответственно членам своей женской группы - с членами мужской его группы. Этим социальное регулирование половых отношений на первых порах и ограничивалось.
Связи по дето производству были социально организованы только как отношения между группами индивидов, но не между индивидами, взятыми в отдельности. Ни один конкретный мужчина не был обязан вступать в связь с любой женщиной другого рода, равно как ни одна конкретная женщина не была обязана отдаваться любому мужчине иного рода. Для каждого конкретного члена, скажем, мужской группы одного коллектива обязанность вступать в половые отношения с членами женской группы другого рода являлась лишь указанием на круг лиц, внутри которого он имел право искать полового партнера, и только. Кто же из данного круга лиц становился его партнером и на какое время - это определялось лишь доброй волей вступавшие в связь. Вступление в половые отношения лиц, принадлежавших к разным родам, не давало им никаких прав друг на друга и не накладывало на них никаких обязанностей по отношению Друг к другу
Таким образом, половые связи между индивидами, как таковыми, не были социально организованы. Они были социально упорядочены между ними лишь как между члена ми определенных групп.
Групповой брак, пришедший на смену агамии и частичной агамии, не был ни суммой, ни системой индивидуальных браков. При своем возникновении он никак не был связан с индивидуальным браком и существовал без него. Первоначальный групповой брак был просто-напросто союзом двух родов, существование которого обеспечивало половые отношения между их членами.

ОДНОСТОРОННИЙ МЕЖРОДОВОЙ БРАК

Возникновение одностороннего межродового брака открывало определенную возможность расширения круга возможных брачных партнеров. Реализация ее достигалась путем заключения групповых брачных союзов с родами, с которыми раньше таких отношений не существовало. Однако при этом круг потенциальных брачных партнеров оставался все же ограниченным. Члены каждой данной группы могли вступать в индивидуальный брак с членами только тех родов, с которыми данный род состоял в брачном союзе, причем мужчины могли вступать в брак лишь с женщинами родов, выступавших по отношению к данному как «жены», а женщины только с мужчинами родов, приходившихся данному «мужьями».
В дальнейшем развитии все эти предписания постепенно исчезают, и в конце концов сохраняется одна лишь родовая агамия, а тем самым всего лишь требование вступать в поло вые отношения вне данной, сравнительно небольшой группы. Таким образом, экзогамия, которая на поздних этапах эволюции родового общества выступает как единственная, исключая индивидуальный брак, форма регулирования от ношений между полами, представляет собой не что иное, как пережиток группового брака, остаток брачно-группового регулирования …

СУЩНОСТЬ ЛЮБВИ - ТЕМА ФИЛОСОФСКОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ

В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особым вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого чело века, общество и т. д. Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет такого человека кто не был с ней знаком хотя бы в малой мере. Более того, без любви не может сформироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Это признается каждым, даже не находящимся в состоянии любви. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть, в противном случае не было бы человека. Так же как слепой знает что-то о свете, глухой - о звуках, так и человек - о любви. «То, что ты не любишь - писал Л. Н. Толстой, - не означает, что в тебе нет любви, а только то, что в тебе есть нечто мешающее любить... Твоя душа полна любви, но она не может открыться, ибо твои грехи не дают ей этого. Освободи душу от того, что ее очерняет...»
В процессе формирования личности человек впервые осознает свою конечность, ограниченность своего существования и т.п. и одновременно в нем зарождается стремление преодолеть свою ограниченность. Любовь - это тоже одна из форм выражения этого стремления к совершенству (противоположного несовершенству), абсолюту (противоположного относительному), вечности (противоположной преходящему). Не зря сама философия понимается как «любовь к мудрости». Это подчеркивает, с одной стороны, тот факт, что человек бесконечно далек от истины (близки ей совершенные, бессмертные боги - те живут в соответствии с истиной), может ее только любить, но, с другой - то, что именно в любви к истине, стремлении к ней - отличие человека от других живых существ (которые ни к чему не стремятся).
Любовь как экстатический призвана преодолеть природные физиологические рамки человека, индуцировать его вечное стремление к недостижимому совершенству (также и в нравственном значении).
Этот аспект любви очень хорошо понимал Платон, который трактовал его как божественную силу, помогающую человеку преодолеть несовершенство, помощницу ему на пути к вечной красоте, нравственности, выражающую вечную необходимость совершенствования. Направляя человека к чистому полету в «возвышенное», в вечность. Эрот пробудил человеческую душу, воодушевил ее стремиться к непреходящей и абсолютной истине, эталону высшей нравственности, цели морали.
Концепция любви у Платона была первой попыткой раскрыть сущность чистой любви, понять и осмыслить то, что отличает эту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта, чувственного удовлетворения.
Половой инстинкт отличается от любви тем, что он соответствует нашей психофизиологической организации, зависит от нашей чувственности, а его интенсивность - от степени нашей насыщенности.
Любовь же - другая сторона человеческой жизни она не сводится к удовлетворению нашей чувственности, так как вызывает не чувство утомления и пресыщения, а радость, восторг от бесконечного обновления. Она, как и человек, открыта для бесконечности и по своей сути антипрагматична. Наслаждение - антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (на пример, объект любви может постареть, любовь - нет, она неподвластна времени).
Любовь преодолевает не только ограниченность человека на пути к совершенству, истине, но и делает его понятнее другому человеку. «…Она связывает любящих, она создает такое соприкосновение и близость, которое сильнее осязаемого, это жизненная двойственность. Любящий онтологически близок любимому, его судьбе, какой бы она ни была» .
«Возмужавшая любовь - условие, при котором сохраняется целостность, единство, индивидуальность каждого. Любовь - это активная сила человеке, это сила, пробивающая стены, отделяющие одного человека от грубого, и объединяющая его с другими: любовь помогает человеку преодолеть чувство изоляции и одиночества, одновременно он может остаться самим собой, сохранить свою индивидуальность. В любви реализуется парадокс - два существа становятся одним, и одновременно их двое. Любовь, продолжает Фромм, не пассивное, а активное действие, состояние, в котором любишь, но вовсе не влюбленность. Любовь связана с отдачей, а не с восприятием. Однако надо иметь в виду, что одна из самых распространенных ошибок считать, что отдача - это значит отказ от чего-то, жертва. Эта позиция характерна для людей, которые готовы отдать в том случае, если сами приобретут, пожертвовать, но с целью получить подтверждение значимости своей жертвы в глазах других. Для характера продуктивного, созидающего процесс отдачи приобретает совсем другой смысл. Этот процесс для него - выражение высшей возможности. В процессе отдачи я открываю свою силу, могущество, богатство. Это возвышенное ощущение жизни и своих способностей наполняет меня радостью. Я ощущаю себя переполненным, щедрым, живым, счастливым. Отдавать радостнее, чем брать, не потому, что это означает отказ от чего-либо, а потому, что это мое жизненное самовыражение сфере материальных вещей (давать - значит быть богатым). Не тот человек богат, которому многое принадлежит, а именно тот, кто много отдает. Скупец - нищ независимо от того, сколько ему принадлежит. Тот, кто может от чего-либо отказаться, чувствует себя богачом. Но самая главная сфера отдачи - царство гуманизма, в котором человек отдает себя часть своей жизни (не всегда это означает приносить в жертву жизнь): радость, понимание, задачи, юмор интересы и т. д. Отдавая эту часть своей жизни, подчеркивает Фромм, человек обогащает другого, углубляет смысл своей жизни, углубляя смысл жизни другого. Отдавая от души, человек не может не получить того, что идет от другого, таким образом объединяясь в чувстве радости за обретённое.
Возможности любви зависят от степени развития личности и предусматривают достижение состояния творчества, в котором чело век побеждает зависть, самолюбование, властолюбие приобретает сознание своей силы, уверенность в своих силах при достижении цели. В той мере, в какой у человека не хватает этих качеств, он боится отдать себя, то есть боится любить. Об активном характере любви, продолжает Фромм, говорят и следующие ее элементы:
- забота как активное отношение к жизни и благосостоянию того, кого мы любим, труд на пользу других;
- отзывчивость как готовность «отозваться» на призыв другого, просьбу и т. п.;
- уважение как способность видеть человека таким, какой он есть, признавая его индивидуальность (а не таким, какой нужен для наших целей); это возможно только тогда, когда любовь свободна;
- познание, которое преодолевает слепоту, неумение разглядеть друг друга; только в любви реализуется жажда знать себя и своих близких. Единственно полный путь познания реализуется в акте любви. Мне надо знать себя и другого человека объективно, чтобы быть способным разглядеть его истинную сущность или, точнее, преодолеть иллюзии, неверные, уродливые представления о нем. Только тогда, когда я познаю живое существо объективно, я могу узнать его до самой интимной сущности, и это я делаю в процессе любви. В современном капиталистическом мире любовь отвечает, указывает Фромм, общему социальному положению: автоматы не могут любить. Семья тоже образуется в соответствии с общим господствующим законом рынка, как «единая упряжка, как хорошо смазанные отношения между двумя людьми, остающимися чужими друг другу, и не достигающими настоящей близости, однако очень мило обходящимися друг с другом и старающимися жить по возможности приятнее». Это - «эгоизм вдвоем», подменяющий любовь близостью, его можно считать и «сумасшествием вдвоем». Примером псевдолюбви Фромм считает и сентиментальную любовь, переживаемую лишь в воображении, а не в реальных отношениях. Она связана с подменой любви «заменителями»: фильмами, романами и т. д. В современном западном мире властвуют только две «нормальные» формы любви: любовь как удовлетворение полового влечения и как «работа в общей упряжке», бегство от одиночества.
Любовь возможна лишь в том случае, когда два человека вступают в связь сознательно и, следователь но, каждому надо найти в себе центр этой «сознательности». Только в таком центре, «центре существования», человек является самим собой, только здесь его жизненная сила, только здесь основа любви. Любовь, которую осознают в таком виде,- непрерывный призыв; в ней нет места отдыху, а есть движение, рост, общий труд; находятся ли двое в согласии или в конфликте, в радости или в горе - все это вторично в сравнении с тем фактом, что эти двое воспринимают друг друга глубиной своего сознания, что они не чувствуют друг друга, а живут друг другом так же, как собою. Есть только одно, подводит итог Фромм, доказательство любви - глубина отношений, жизненная сила каждого любящего. Это тот плод любви, по которому можно судить, есть ли она вообще.
Как писал Гегель: «Истинная сущность любви в отказе от самого себя, забвении себя в другом, и все-таки в этой раздвоенности и забвении прежде всего человек найдет себя и будет собою управлять».
Л. Н. Толстой отмечал, что настоящая любовь возможна тогда, когда другого ставишь выше себя, и вырастает она из отказа от себя, самопожертвования. Любовь тогда любовь, если это самопожертвование. Ее невозможно перенести на лучшие времена или условия (например, материальные); любовь или «здесь и сейчас» и вся сразу (не существует половинчатой любви), или ее вообще нет. Любви не бывает в будущем; любовь - это действие единственно в настоящем. У человека, не испытывающего любви в настоящем, нет любви». Любовь, так же как и добро, невозможно отложить и перенести на завтра. Она абсолютно конкретна и делает самого человека реальностью, дает ему возможность переживать себя реально - в абсолют ной конкретности и целостности. Единственно реален тот, кто чувствует, страдает, сопереживает, любит, жаждет...» .
Это чувства, появившиеся без особого усилия, в процессе личного общения, их ценность в том что они необходимы человеку как чему-то целому, а не как взятому в отдельных его особенностях, «Любовь, дружба» - это влечение к самому предмету любви, вы росшее из совместной жизни, взаимной общности взглядов на многие вещи. Основное душевное состояние здесь - «духовный покой», внутренняя близость, взаимопонимание, что, однако, не означает холодную рас четливость или слепую импульсивную страсть.
и т.д.................

Когда встречаются два любящих сердца, для них не существует в мире никаких преград и проблем. Главное, чего они ходят, - это быть вместе и никогда не разлучаться. Но вот цель достигнута, влюбленные и зажили вместе. И вот тут-то их и подстерегают разные опасности, разрушительно влияющие на мир в семье. Как правило, в начале семейной жизни отношения между супругами подвергаются испытаниям — бытовым, психологическим, материальным. Идет притирка характеров, пересмотр привычек. Ведь далеко не каждый готов принимать свою вторую половину без коррекции некоторых черт характера или устоявшихся привычек.

Проблемы в семье могут быть в любой период

Но такие проблемы случаются и в более зрелых семьях. Поскольку чувство безоглядной любви постепенно угасает, становятся видны все недостатки близкого человека, которые уже преуменьшают чувство любви и нежности. Так и возникает конфликт интересов, переходящий в кризис семейной жизни. А все это происходит оттого, что, став супругами, влюбленные не были готовы к совместному проживанию и не уделили должного внимания привычкам и предпочтениям партнера, не были готовы принять своего суженого или суженую такими, как они есть на самом деле, а не какими им рисовало их восторженное воображение.

Женская сила

Но ведь для того, чтобы семья была счастливой, важен не только идеальный порядок в доме, гармония в семье играет куда большую роль и приносит ощутимую пользу. И многое здесь зависит от женщины, ибо именно она издревле является хранительницей семейного очага. Только в ее силах создать в семье такие условия, чтобы мужчина хотел быть защитником интересов своей семьи, не только ее материальных ценностей, но и моральных устоев, ценностей духовных. Очень важно так чтобы загрузка каждого ее члена была равномерной и посильной, а каждый из супругов оставался равноправным и играющим важную роль в процессе создания семейной идиллии.

Гармония и взаимопонимание в семье. Что это такое?

Только четкое понимание своей важности в общем семейном деле позволяет увидеть, как необходимо слаженное взаимодействие двух половинок для того, чтобы воцарилась гармония в семейной жизни. Такая позиция, при которой каждый из супругов вносит свой неоценимый вклад в общее благополучие и счастье. Она заставляет их работать в одной упряжке, стараясь улучшить свой уровень жизни. В понятие "гармония" включены такие факторы, как согласованность совместных действий, слаженность и стройность в движении к общей цели — достижению счастья и благополучия в семейной жизни.

Важность гармонии понимают все без исключения, ибо невозможно достичь цели, когда гребцы гребут в разных направлениях. Только не все, к сожалению, хотят и могут этого добиться. Ведь гармония в семье строится на взаимопонимании, четкой согласованности действий супругов и других домочадцев, сопереживании и проявлении сочувствия, создании максимально позитивной атмосферы и уюта в семье.

Во многих случаях возникают из-за того, что каждый из супругов принес в свою семью стереотипы отношений, действовавшие в родительских семьях. Каждый настаивает именно на такой модели семьи, к которой он привык. При этом не принимая во внимание привычек второй половины, что является тяжким бременем для партнера и показывает ему, насколько его интересы безразличны. Усугубляет эту ситуацию взаимное нежелание супругов идти на уступки и искать какие-то компромиссы.

Бесконечные взаимные обиды и обвинения в ущемлении прав партнера сильно мешают становлению новой семьи со своими семейными устоями, не дают развиваться гармоничным отношениям, пока стороны не поймут всю бесполезность этого занятия и не станут на путь построения новых семейных отношений. Это достигается путем взаимных компромиссов, доверительными отношениями, при которых можно высказывать и обсуждать любую точку зрения, но окончательное решение принимать только совместно после достижения обоюдного согласия.

Совместные планы - необходимый элемент хороших отношений в семье

По-настоящему образцовые семьи получаются только тогда, когда все ее члены строят совместные планы, определяют для каждого из домочадцев важные участки ответственности и стремятся вместе к общему результату. В таких семьях все поддерживают друг друга и не тянут одеяло только на себя, заботясь и о других участниках сообщества. Необходимо организовать мощную поддержку в период кризисных ситуаций на работе, ибо нереализованность кого-либо в профессиональном плане может нарушить семейную идиллию и привести к разрушению с такими усилиями построенных гармоничных отношений.

Дети в семье уже взрослые

Особенно актуально это в тех семьях, где есть взрослые дети. С одной стороны, они уже достаточно взрослые, чтобы самим справляться со своими трудностями, а с другой стороны, все еще дети, которым требуется авторитетное родительское мнение и уверенность в их безусловной поддержке. Семья ведь монолитный организм, где если одной части плохо, то весь организм страдает. Это то единственное место на земле, где вас любят не за какие-то выдающиеся качества или заслуги, а просто потому, что вы есть не свете, и где вас всегда ждут независимо от ваших успехов в жизни. Здесь можно отдохнуть душой и напитаться благословенной энергией, получить заряд нежности и бодрости, обрести моральный покой и найти понимание. Семья, куда стремятся уже вполне самостоятельные взрослые дети, по праву может считаться состоявшейся и очень счастливой.

Правильные отношения с детьми - залог хороших отношений в семье

Очень многие семьи страдают от того, что выстроили неправильные отношения с детьми. В детском возрасте, когда мировоззрение ребенка еще зависит от родителей, очень важно найти ту золотую середину в ваших с ним отношениях, когда он не чувствует надоедливой зависимости, но ощущает в полной мере вашу любовь и нежность. На самом деле родители и дети в семье полностью взаимосвязаны и обоюдно влияют друг на друга. Ребенок впитывает как губка взаимоотношения в семье, и если вы в семейном кругу ведете себя не так, как велите своему ребенку, толку из такого воспитания не выйдет. Если хотите воспитать в своем ребенке определенный образ, сначала примите его сами, станьте примером для своего чада. Тогда ваша воспитательная методика увенчается успехом.

Оставьте пространство для размышлений близкого человека

В действительности семья и семейные отношения — это тема довольно сложная. В каждой семье имеются свои подводные камни и опасные течения, и обойти эти острые моменты могут только люди, стремящиеся построить крепкую гармоничную семью — образец семейного счастья. Для того чтобы каждый из семейной пары был счастлив при совместном проживании, необходимо всегда оставлять партнеру возможность уединиться, побыть наедине со своими мыслями и чувствами, привести их в порядок или даже просто передохнуть от утомительных семейных дел.

Оставайтесь интересным партнеру

Кроме того, нужно стараться быть партнеру интересным во все периоды вашей жизни, даже тогда, когда сексуальный интерес по объективным причинам угасает. Есть множество платформ, на которых можно построить такие отношения, чтобы они обернулись взаимным интересом, и именно вашего общения, а не чьего-то другого, будет не хватать вашей любимой половине во время вашего отсутствия. Когда вы оба сможете сказать о своей совместной жизни - "моя любимая семья", тогда считайте, что гармония между вами достигнута.

Учитывайте интересы другого партнера

Счастливые отношения в семье возможны, когда каждый печется не только о собственном благе, но и увязывает его с интересами супруга и детей. Конечно, забывать о собственном счастье не следует, иначе ваша жертвенность грозит обернуться не созидательной силой в построении семьи, а разрушительной. Ведь если муж или жена перестанут жить собственной жизнью, полностью подчинив свои желания и потребности кому-либо из членов семьи, будь то муж или ребенок, он перестанет быть счастливым и свободным. А что доброго может принести в семью несчастливый человек?

Применение знаний

И все же, как создать гармонию в семье? Для этого просто нужно получить определенные знания и стараться применять их на практике. Ведь поначалу, когда вы влюблены и полностью ослеплены своей страстью, никто ничего специально не планирует, все отношения развиваются импульсивно, и закончится ли дело созданием семьи, знает только бог. Но когда наступает такое время, когда вы становитесь новой ячейкой общества, очень важной составляющей счастливой семейной жизни является гармония в семье.

Секрет успеха гармоничных отношений

И в этот период уже следует задуматься, как же сделать так, чтобы ваши отношения приносили друг другу радость, а не огорчения. Именно о таких отношениях в семье мечтают люди, вступая в брак, но не все готовы долго и тщательно работать над достижением такого результата. Ведь в каждую семью приходят люди с различными мировоззрениями. И далеко не все они образуют образцовые семьи. В чем же секрет успеха одних и неудачных попыток других?

Прежде всего, в фундамент новой семьи следует заложить все те жизненные ценности, которые не вызывают разногласий и находят горячий отклик у обеих сторон. Это такие глобальные понятия, как добро и зло, дружба и предательство, порядочность и подлость, уважение и презрение. Если мнения по этим вопросам у вас совпадают, это уже большой плюс к счастливой семейной жизни. На этих основных принципах строится гармония в семье. Все остальные вопросы, вызывающие плюрализм мнений, предстоит долго и кропотливо дорабатывать путем взаимных уступок и непременных компромиссов. Ведь чтобы семья выступала как единая монолитная команда, необходимо устранить разъединяющие ее факторы.

Для того чтобы вам в своей семье всегда было комфортно и уютно, а рядом друг с другом тепло и радостно, необходимо приложить немало усилий. Но оно того стоит, ведь счастье и взаимное доверие нельзя купить ни за какие коврижки, это достигается только кропотливым и неустанным трудом, апофеозом которого должна стать полная гармония в семье.

Рекомендации, которые помогут вам улучшить отношения в семье

Существует несколько действенных правил, которые помогут вам создать гармоничную семью и пронести ее через десятилетия совместной жизни. Приводим наиболее значимые из них:

  1. Старайтесь выбирать партнера для жизни с близкими вашим взглядами и убеждениями — это поможет вам легче справляться с различными превратностями судьбы, да и меньше придется устранять разногласий при построении здоровой семьи.
  2. Если до вступления в брак вы привыкли все решать и делать только самостоятельно, срочно пересмотрите эту привычку и скорректируйте ее так, чтобы ваша половинка не почувствовала себя ущемленной и отстраненной от принятия общих решений.
  3. Старайтесь все сложные ситуации — семейные или же рабочие — не замалчивать, а подвергать совместному обсуждению. Позвольте вашему избраннику принять участие в устранении ваших проблем и неприятностей. Ваш партнер сможет дать дельный совет и поддержать в случае неудачи.
  4. Все крупные покупки или кардинальные изменения, касающиеся семейной жизни, всегда старайтесь решать сообща. Так вы сможете уберечь ваш брак от многих мелких ссор и различных обид.
  5. Поскольку малоприятные домашние дела все равно придется делать, определитесь сразу с кругом обязанностей каждого из супругов, учитывая, что и у кого получается лучше. Так вы сведете к минимуму ссоры на тему уборки и готовки.
  6. Обсуждайте не только семейный бюджет, но и такие приятные моменты, как куда вы поедете отдыхать в отпуске, где будете встречать Новый год, кому из друзей или родственников пора нанести визит, а кого пригласить в гости. Для идеальной семьи мелочей не существует, все, что делается для блага семьи, важно и нужно.
  7. Находите силы для общения в семье, даже если смертельно устали на работе после трудового дня. Пусть это общение будет короче, чем обычно. Но при этом ваша половинка должна принимать участие в вашей жизни, знать, что именно вас так изнурило и вызвало усталость, и что ваша сдержанность - это всего лишь результат усталости, который пройдет после хорошего отдыха.
  8. Проявляйте заинтересованность к делам своего партнера, живите его интересами, узнайте о событиях на работе. Также помните, что планировать совместно ваши выходные - это очень полезное занятие. Оно сближает двух любящих людей.
  9. Почаще обращайтесь за советами к близким людям, обсуждайте различные тупиковые ситуации или просто обменивайтесь мнениями по разным вопросам, важным для семьи.
  10. Всегда цените своего избранника и всячески ему демонстрируйте, что вы ни капельки не ошиблись в выборе спутника жизни.
  11. Делайте своей половине комплименты, не скупитесь на похвалу и признание его заслуг, причем нелишне это иногда сделать в присутствии друзей, как бы признавая перед ними важность для вас ваших отношений.
  12. Проявляйте заботу и внимание, которые можно выражать разными способами — вкусным ужином, ласковым отношением, букетом цветов без всякого повода, совместным походом в театр или же кино и прочее.
  13. Не теряйте дружеского расположения к партнеру — это укрепляет семейные узы порой даже покрепче любви.

Небольшое заключение

Но главное при создании гармоничной атмосферы в семье — это обоюдное осознанное желание сделать ваш брак счастливым и благополучным. А, как вы знаете, от желания до реализации уже не так и далеко.

Здравствуйте, дорогие читатели! Новую статью для вас подготовили Ирина и Игорь. Думаем, у каждого взрослого человека есть семья, своя работа и какие-либо увлечения. Казалось бы, что еще нужно для счастья в жизни? Однако, довольно часто, бывает, что мы недовольны своей работой или отношениями в семье, или совсем не хватает времени на увлечения, а это все не слишком нас радует.

В такой ситуации мы часто слышим совет:

Начни жить в гармонии, и в твой дом придет счастье!

Но что это значит — жить в гармонии? Сегодня в нашей статье мы хотим в этом разобраться.

Прими себя таким, какой ты есть!

Очень часто корни неудовлетворенности своим состоянием жизни кроются в неприятии себя, своих мыслей, эмоций, и так далее.

И первым шагом к гармонии в жизни, конечно же, является обретение внутренней гармонии. Поймите, что если даже вы сами себя не устраивайте, то окружающая жизнь и подавно вас не устроит!

Для обретения внутренней гармонии следует примириться со всеми своими качествами и мыслями, даже если они вам не нравятся. Признайтесь себе в том, что они есть у вас! «Да, я имею проблемы с лишним весом!» или «Да! У меня есть проблемы с уверенностью в себе!»

Но не корите себя за присутствие этих проблем! Помните, идеальных людей нет! А это значит, что свою проблему следует воспринимать лишь как направление движения и работы над собой, для обретения .

Проведите несколько сеансов медитации, разберитесь в клубке своих мыслей, выстроите их в планомерную работу над собой! Что вам не нравится? Что вы хотите, чтобы было? Как этого достичь? Отвечайте на эти вопросы честно, а потом – время для действий!

Лови баланс

Мы уже говорили о том, что в жизни любого человека есть место семье, работе и увлечениям.

Но иногда жизнь складывается так, что человек думает: «Я сейчас заработаю много денег, а потом у меня будет время для семьи!» или «Заработать я всегда успею, а вот побыть с семьей или наедине со своим хобби мне нужно время!»

Но в итоге, какая-то «чаша» перевешивает, оставляя другие «не у дел». Начинает не хватать поддержки семьи, не хватать денег или не хватать вдохновения – все это выливается в большое недовольство своей жизнью в целом.

Следует научиться находить этот баланс трех самых важных «чаш» вашей жизни. Вы живете здесь и сейчас!

А это, значит, что не должно быть никаких «потом»: учитесь здесь и сейчас уделять внимание сразу всем областям своей жизни! Попросите близких помочь вам найти это состояние, они вам не откажут!

Планирование

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Чтобы уделять время всем трем «чашам», вам нужно научиться грамотно распределять и контролировать свое время в целом.

В этом вам сможет помочь планирование и , ознакомиться с которыми вы можете по средствам видеокурсов:

  • «Хозяин времени – высокопродуктивный тайм-менеджмент по системе Евгения Попова»
  • «Тайм-менеджмент, или как повысить свою эффективность»

Позитивное мышление

Вы видели хоть одного «счастливого пессимиста»? Правильно – нет! Просто потому, что их не бывает!

Люди с пессимистичным взглядом на мир всегда ищут его изъяны, несовершенства и неизменно расстраиваются по этому поводу.

Хотите увидеть больше «красок жизни»? Просто посмотрите на мир под другим углом! В мире всегда есть то, чему можно порадоваться.

Например, можно порадоваться возможности бесплатного обучения по видеокурсу: «Постановка и достижение целей. Как добиваться результатов в любом деле?» .

Оставьте себе право «на ошибку»

Перфекционистам всегда труднее в жизни, поскольку желание идеализма убивает них право «на ошибку» или несовершенства. А это существенно осложняет жизнь, заставляя появляться новые и новые недовольства.

Оставьте себе право ошибаться! Люди не машины или роботы, а это неизбежно приводит к каким-либо несовершенствам. Все ошибаются. Даже самые успешные ошибаются.

Другое дело, что следует извлекать из ошибок урок, находить путь для своего совершенствования и не стоять на месте.

Развитие и обучение

Это правило вытекает из предыдущего. Развитие и обучение – основа для гармонии в вашей жизни. Ведь все проблемы имеют свое решение, просто нужно научиться их видеть! А для этого может потребоваться обучение, тренировки или что-то еще.

В вопросах гармонии, например, незаменимым обучающим звеном может стать книга Лесли Гарнер, Брайна Люк Сиворд «Кризисы – уроки жизни. Жизнь в гармонии (комплект из 2 книг» .

С уважением, Ирина и Игорь

Владислав Боровиков

Когда люди вступают в долгосрочные отношения, у них – даже если в паре существуют страстные чувства – начинается совместная «притирка ». Сохранить первоначальные чувства удается только тем парам, кто научились создать в своей ячейке общества отношения, в равной степени комфортные для обоих. Именно в подобных отношениях и заключается гармония семейной жизни.

Оба партнера заинтересованы в том, чтобы продолжать совместное проживание, не создают ситуации, в которых одна сторона чувствует себя ущербно.

Так как достичь гармонии в семейной жизни, увеличить степень комфортности отношений?

Женщина – хранительница семейного очага

Хоть и говорят, что слово мужчины – закон, гармония жизни в семье зависит от женщины. Это она должна создать такие условия, чтобы мужчина старался обеспечить надежный тыл, стал добытчиком.

От женщины зависит, будут ли уважать мужчину домочадцы, она разрабатывает стратегию отношений.

В современных семьях экономические отношения складываются по-разному. Иногда основные финансы вносит в дом именно слабая половинка. И от нее же зависит, как построятся отношения, насколько будет комфортным микроклимат.

Распределение ролей должно произойти таким образом, что стороны окажутся равноправными. Обязанности будут делиться так, что обе стороны понимают, их вклад в семейный очаг одинаковый, никто никому ничего не должен, никто друг друга не ущемляет, уступки добровольные.

Личностное разделение

Гармония в семейной жизни человека появляется только тогда, когда уровень личности обоих партнеров приблизительно равный. Если рядом находится человек, который по этому уровню выше или ниже, находится с ним рядом тяжело.

Выше – стараешься достичь этой планки, не можешь расслабиться, ниже – он становится просто неинтересен. На ум постоянно приходят мысли: «Я достоин (йна) лучшей доли, почему я с таким мирюсь ?» Если сознательно стараться не замечать дисбаланса в отношениях, то это приведет к нервному срыву.

Да и сильная личность, не выдерживая условностей, которые сама себе создает, периодически пытается давить слабую, пренебрегать ее интересами.

Найти «золотую середину » в семье не получается, и со стороны можно увидеть следующее:

  • Слабая сторона, несмотря на постоянный дискомфорт, изо всех сил стремиться сохранить связь с сильной, пытается заставить полюбить себя, ломая характер и насилуя собственную личность;
  • Это приводит к тому, что сильная, испытывая удовольствие от происходящего, старается увеличить давление, но при этом интерес у нее к партнеру снижается.

Разумеется, жизнь в гармонии с окружающим миром у обеих сторон не получается. И свое настроение они выносят наружу, создавая проблемы окружающим, особенно близким к ним людям. В конце концов семья рушится, и оба расходятся разочарованные и надломленные.

Распределение ролей

Как же получается, что в семье люди оказываются на разных личностных уровнях? Интерес на первоначальной стадии возможен только у равных по значению личностей, со схожей жизненной позицией?

Личностное разделение проявляется на стадии развития отношений. У человека раскрываются сильные и слабые стороны характера, вторая сторона начинает использовать свои знания. Только ощущая себя гармоничной личностью, можно противостоять давлению. К сожалению, это понимают не сразу, уступают в мелочах, а затем приходится сдавать позиции и при значительных конфликтах. Кстати, их может сознательно провоцировать одна из сторон, пытаясь доминировать.

Лучший пример – когда женщина ради ребенка жертвует карьерой, а потом пытается сохранить семью. Мужчина, почувствовав себя единственным добытчиком, начинает пренебрегать ее интересами. При этом он старается забыть, что первоначальное решение было обоснованным, и принималось совместно.

Как найти гармонию в семейной жизни, если почувствуешь давление?

В тот момент, когда понимаешь, что становится дискомфортно, что уступая, чувствуешь психологическое давление, нужно смоделировать ситуацию так, чтобы вторая сторона сделала шаг назад. Тут важно проявить силу, напомнить об обстоятельствах, которые поставили в неравные условия.

Если на этом этапе уступить, в дальнейшем или придется подчиняться всегда, или потерять свою вторую половинку: морально или реально.

Близкие отношения

Достичь взаимопонимания в семье помогает гармония интимной жизни. От нее зависит очень много. Интимная близость способствует укреплению психологического и физического здоровья, сплачивает семью.

Одного влечения друг к другу недостаточно. В этой сфере, как в никакой другой, важно, чтобы партнеры прислушивались к желаниям второй стороны, не заняли доминирующее положение. Интимная близость должна доставлять удовольствие обоим партнерам. А это возможно только тогда, когда совместное существование комфортное.

Возникает парадокс: при интимной неудовлетворенности гармонии в семейной жизни, особенно у женщины, не будет. Но при дисгармонии в семье интим воспринимается, как насилие.

Так что же делать? Никаких оскорблений, особенно тех, которые касаются деликатной стороны отношений, не должно допускаться с первого дня. Выяснять отношения, узнавать какую-то правду, если никто не собирается прибегать ни к каким действиям, требуется как можно меньше. Нужно заранее знать, что партнер может не оправдать ожиданий в чем-то, продемонстрировать непонимание. Нельзя его жестко наказывать, следует вместе исправлять допущенные ошибки.