Занятия с 8 ми месячным ребенком. Развивающие игры для детей в восемь месяцев. Тревожные сигналы: когда обращаться к врачу

В возрасте 8 месяцев малыш уже может многое. Его новые возможности становятся основой для игр. В свою очередь занятия с мамой подталкивают и стимулируют дальнейшее развитие малыша. В этой статье мы расскажем, какие существуют игры с ребенком 8 месяцев.

Что же умеет малыш в этом возрасте?

Его речь развивается, теперь малыш может лепетать без остановки, произнося разные звуки и слоги. Он понимает взрослого, выполняет простые просьбы: «дай руку», «покажи, где кукла».

Ребенок в 8 месяцев четко различает «своих» и «чужих», пугается незнакомого или относится к нему настороженно. В то же время он не любит расставаться с мамой, плачет и тянет к ней ручки.

Малыш уже умеет сидеть и способен сесть сам из другого положения. Некоторые малыши уже встают, подтягиваясь, и стоят у опоры. Могут даже сделать несколько шажков в сторону, крепко держась за что-либо. И все-таки в этом возрасте малышу привычнее передвигаться по-другому: он осваивает «нижний этаж» – активно ползает по полу.

В ползании малыши отличаются друг от друга, как и в остальных навыках. Одни отталкиваются пятками, другие – коленками, кто-то и вовсе пятится назад. Видимо это зависит от того, как ребенку впервые удалось передвинуться. Он запомнил это и теперь повторяет.

Развиваются и бытовые навыки. Малыш учится держать кружку, ходить на горшок. Хорошо ест из ложки, открывая рот. Не огорчайтесь, если малыш плохо осваивает новые действия, терпеливо повторяйте их и не ругайте его за неудачи.

Как уже говорилось, все эти умения просто необходимо использовать. Какие игры можно устроить с малышом? В этом возрасте для него все является игрой. Любые бытовые моменты можно обыгрывать, ведь если ребенок чем-то увлечен и заинтересован, он легче осваивает новые виды деятельности.

Игры на физическое развитие

Ползание – это лучшее упражнение. Застелите полы в доме мягкими одеялами, пледами, закрепив их по краям, чтобы не было складок. Разбросайте любимые игрушки по полу на некотором расстоянии друг от друга. Малыш проводит много времени, ползая от одной игрушки до другой, и даже иногда засыпает за игрой. Если одеяло мягкое, и нет сквозняков, малыша не стоит тревожить просто укрыть сверху и оставить спать.

Активное ползание

Стимулируйте кроху ползти в вашем направлении, ласково подзывая его, а когда доберется, обнимите и расцелуйте. Малыш обрадуется своему достижению. Помните, общение с взрослым – главный стимул и движущая сила развития для ребенка.


Догонялки

Имитируя погоню, ползайте вместе с малышом, приговаривая: «Догоню, догоню!» - побуждая его ползти быстрее. Догнав кроху, подбросьте его пару раз вверх, и затем повторите игру.

Преодоление препятствий

В развитии координации поможет «полоса препятствий». Устройте гору из подушек, тоннель из больших коробок, пещеру из одеяла. Малыш, ползая и пробуя преодолевать препятствия, будет учиться соотносить размеры предметов, расстояние и свое положение в пространстве.

Тренируемся вставать

Приготовьте детский стульчик и наклоните его спинку так, чтобы малыш, стоящий на четвереньках, ухватился за нее. Легко потяните стульчик так, чтобы ребенок встал сначала на колени, а затем - на стопы ног. Возможно, первое время вам придется прижимать стопы крохи к полу.

Пробуем ходить

Дайте малышу свои пальцы, пусть крепко ухватится за них. Поднимите его на ноги и постойте так. Хвалите его, рассказывая, какой он уже большой, и это упражнение ему понравится. Потом потяните к себе за ручки, пусть попробует делать шаги. Естественно, делать это нужно на одеяле, чтобы, если ножки вдруг ослабнут, малыш просто мягко сел на попу.

Тренируем умение переступать

Все малыши сначала осваивают ходьбу вдоль опоры, держась за нее ручками. Это может быть диван, манеж, кроватка. Когда малыш стоит держась за опору, поманите его к себе игрушкой, побуждая пройти переступая ножками и перехватываясь ручками. Если малыш сделал хотя бы шаг, но дальше не хочет отдайте ему игрушку и похвалите. Повторите упражнение позже.

Учимся опускаться

Иногда дети, научившиеся вставать, не могут опускаться обратно на четвереньки. Чтобы научить малыша, поманите его, стоящего у опоры игрушкой. Когда он подойдет, опустите игрушку с опоры на пол или дно кроватки, побуждая малыша опуститься. Если у него не получается, помогите ему согнуть сначала одно колено, потом другое.

Настя, мама годовалого Матвея: «В 8 месяцев сынок любил показывать нам представления у телевизора, где обычно собиралась вся семья. Низкая длинная тумба с разложенными на ней игрушками – до сих пор его любимая площадка для игр. Он учился ходить, переступая вдоль тумбочки, брал игрушку одну за другой и показывал нам, вертел в руках, что-то по-своему рассказывал. Все аплодировали. Такой вот кукольный театр».

Сенсорное развитие

Развивающие игры для детей 8 месяцев дома очень просты и не занимают много маминого времени, в них можно использовать любые подручные средства.

На прогулке

Ребенок в восемь месяцев изучает мир на ощупь, на вкус, учится различать цвета, размеры, структуру материалов. На прогулке не препятствуйте исследовательской деятельности малыша, пусть поиграет с песком, листьями, веточками, водой, камешками, снегом. Катание в коляске по дорожке мало что прибавит к развитию.

Игрушки из подручных материалов

Дайте малышу несколько баночек с откручивающимися крышками и игрушки разного размера. Пусть малыш открывает и закрывает крышечки, пытается положить игрушки внутрь и вынуть их обратно. Так он учится соотносить размеры вещей: маленький резиновый мячик влез в баночку, большой, но мягкий платок тоже, а вот деревянный кубик нет. Сопровождайте все игры своими комментариями, указывая цвета, названия, размеры и свойства предметов.


«Сенсорный клад»

Устройте малышу «сенсорный клад» – набор предметов, обладающих разными свойствами. Положите туда:

  • кусочек меха (мягкий, теплый, ласковый);
  • гальку (круглый, твердый, холодный);
  • шишку (колючий, твердый);
  • пищащую игрушку (эластичный, громко пищит);
  • матрешки (открываются, а там еще одна);
  • колокольчик (звенит, если потрясти);
  • маленькое зеркальце в надежной рамке (пускает блики, блестит, можно увидеть себя) и так далее.

Как играть с этими предметами? Доставайте их из коробки по очереди, предлагайте подержать малышу, покажите со всех сторон и расскажите, какие эти предметы. Вот мех, им можно провести по ручкам, лицу - это очень приятно, мех щекочется. А если взять шишку, она колет ручку, и в то же время она легкая. Расскажите, что шишка растет в лесу на дереве, а на прогулке покажите ее «сестер». Перебирая с мамой эти интересные вещички, малыш будет узнавать свойства предметов.

Важно! С мелкими деталями можно играть только в присутствии взрослого! Никогда не оставляйте малыша наедине с опасными предметами.

Музыкальные игры

Включайте ребенку музыку, подберите для него игрушки, которые издают звуки: металлофон, барабан, баночку с сухим горохом, бубен. Покажите, как извлекать звуки, и устройте «концерт».

Минус многих современных музыкальных игрушек – в однообразных и надоедливых электронно-визжащих звуках. Обязательно проверяйте звучание игрушки перед покупкой: оно должно быть приятным, мелодичным. Избегайте резких и пугающих световых эффектов.

Пение

Для развития музыкального слуха полезно пение. Пойте малышу детские песенки, показывая игрушки, например медведей:

Танцевать два мишки вышли -
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Тонкий миша с толстым мишей -
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Миша тонкий уморился -
Та-ра-ра, та-ра-ра!
И на толстого свалился -
Та-ра-ра, та-ра-ра!

Дайте игрушки малышу, побуждая подражать увиденной игре.

Маракасы

Дайте малышу маракасы в каждую ручку. Если у вас их нет, сделайте что-то похожее из маленьких бутылочек, насыпав в них горох. Задача - научить ребенка чувствовать ритм. Напевайте любые стишки, наигрывая ритм, тряся маракасы:

Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас
И поеду по дорожке
Всем ребятам напоказ!

Танцы

Напевайте мелодию, хлопая в ладоши и топая ногами в ритм. Пусть малыш повторяет:

Ручки пляшут:
Та-та-та,
Та-та-та!
Вот как пляшут:
Та-та-та,
Та-та-та!
Ножки пляшут
Та-та-та,
Та-та-та!
Вот как пляшут:
Та-та-та,
Та-та-та!

Наденьте на ручки и ножки ребенка бубенчики, держите его за ручки, водите из стороны в сторону, топайте ногами:

Ножкой топ, ножкой топ
Еще раз топ, еще раз топ!
Ручкой хлоп, ручкой хлоп,
Еще раз хлоп, еще раз хлоп!

Развитие речи и расширение знаний об окружающем мире

Как развивать речь малыша в 8 месяцев? Методики развития ребенка, на самом деле, нельзя разделить на составляющие. Любое занятие имеет свою цель, но попутно способствует развитию и других качеств. Тот же «сенсорный клад», сеанс массажа, и даже кормление ребенка можно превратить в занятие по развитию речи. Достаточно только общаться с малышом в процессе. Четко и многократно проговаривайте названия предметов, привлекая к ним внимание ребенка: «Сегодня будем есть из зеленой тарелки. Где она? Вот зеленая тарелочка, положим в нее вкусное пюре».

Мама Славы, 8 месяцев: «Сыну очень нравилось собирать все, что лежит на полу, и отдавать мне. Эта игра у нас называлась «Уборка». И она так ему понравилась, что он стал подбирать с пола все, что только можно. Брал и потом полз ко мне, а я называла предмет, который он принес. Если на полу ничего не было, мог подобрать клочок бумажки или нитку и гордо вручить маме».



Читайте книжки

Подберите малышу несколько детских книжек с яркими картинками и короткими стишками или рассказами к ним. Рассматривайте картинки, рассказывая малышу, что на них происходит, какое время дня изображено, что чувствует нарисованный герой, что он говорит. Эмоциональная речь взрослого много значит для малыша. Так он узнает, что мама жалеет Таню, которая уронила мячик, но в то же время успокаивает ее. Проговаривайте простые фразы во время игры: «Дай куклу!», «На куклу!», «Где кукла?», дайте понять ребенку, что нужно делать после этих фраз.

«Покажи где»

Просите малыша показать, где у куклы глазки (носик, ротик, ручки и так далее). Затем пусть то же самое покажет у мамы и у себя. Каждый раз подтверждайте правильность действия: «верно, это глазки», а если показал неправильно – поправьте. Игру можно усложнить. Спросите, где глазки, например, у мячика. Если ребенок растеряется, подтвердите, что у мячика глазок нет и быть не может. Обязательно хвалите малыша за сообразительность.

Расширяйте словарный запас крохи, называя предметы, а через некоторое время прося показать их. С одного раза малыш, конечно, не запомнит, но если повторять одни и те же действия каждый день, пассивный словарь значительно обогатится.

Для правильного развития речи важно постоянно вести диалог с ребенком, но в то же время не «забивать» его голову информацией. Не включайте телевизор как фон: постоянно звучащая быстрая речь, резкие звуки и мелькание перегружают мозг малыша. То же самое с радио, компьютером, игрушками.

Ролевые игры

Для развития воображения полезны ролевые игры, где у героев разные характеры. Конечно, малыш еще не умеет играть в такие игры. Сделайте это сами. Поиграйте в мишку и лисичку: покажите, как мишка говорит низким голосом, а лисичка тоненько пищит. Это поможет малышу научиться различать высоту звуков и понимать, что такое художественное подражание.

Пальчиковые игры

Для некоторых игр вовсе не нужны игрушки, а развивающий эффект от них огромен. К примеру, всем известные пальчиковые игры. Сюда относятся «ладушки», «семья», «сорока-ворона» и другие известные игры. Они представляют собой простые движения (сгибания/разгибания) пальчиков и кистей рук с проговариванием простых стишков.

Пальчиковые игры соединяют в себе развитие мелкой моторики (активные и пассивные движения), речи и фонематического слуха (ритмичные стихи). Начните разучивать стишки уже в восемь месяцев, и они будут развлекать и развивать малыша как минимум до трех лет.

Семейка мышек

Мышки в норке живут,
(складываем ладошки вместе «ложечками» и заглядываем туда)
Громко песенки поют.
(подносим сомкнутые ладошки к уху)
Утро настало, солнышко встало!
(крутим поднятыми ладошками влево-вправо)
Вот проснулся папа-мышь,
(делаем на одной ручке кулачок, отгибаем и гладим большой пальчик)
Вот проснулась мама-мышь,
(отгибаем и гладим указательный пальчик)
Вот проснулся братец-мышь,
(отгибаем и гладим средний пальчик)
Вот проснулась дочка-мышь,
(отгибаем и гладим безымянный пальчик),
Вот проснулся мышь-малыш.
(отгибаем и гладим мизинец)

Ёжик

Очень хитрый старый ёж,
(Руки складываем в «замок», но при этом пальцы выпрямлены, образуя колючки)
Что он спрятал - не найдешь
(указательным пальцем делаем отрицательный жест)
Для своих детей грибочек
(сжимаем одну руку в кулак, вторую ладонь кладем сверху, образуя шляпку)
Ёжик спрятал между кочек.
(Прячем руки за спину или между ног)

Медведь

Спит медведь в своей берлоге
(складываем руки «домиком» над головой)
Не найти к нему дороги
(«идем» двумя пальцами)
Снег засыпал все вокруг
(стучим пальчиками по полу)
Спи скорей и ты мой друг .
(изображаем сон, положив ладони под голову)


Правила выбора игрушек

Чем проще игрушки, тем лучше. Каждая должна иметь одно яркое свойство, отличающее ее от других. Не покупайте сложно устроенные дорогие игрушки, для них время еще не пришло. Никогда не ругайте малыша за сломанную игрушку: если у него получилось ее сломать, значит, она, либо неправильно устроена, либо не подходит ему по возрасту. Иногда сломанная игрушка по-прежнему может выполнять свои функции.

Выбирайте игрушки из экологически чистых материалов и от проверенных производителей. У них не должно быть мелких деталей, которые легко оторвать. Если это электронная игрушка, батарейки должны находиться в отсеке, закрученном винтами. Мягкие игрушки выбирайте такие, которые можно стирать. Помните: ребенок все пробует на вкус. Если вы даете ему какую-нибудь «недетскую» вещь для знакомства, например, будильник, телефон и так далее, не оставляйте ребенка с ней один на один, а убирайте в недоступное место.

Идеальная игрушка та, которая используется в разных играх по-разному. Например, возможности набора деревянных кубиков практически ничем не ограничены. Из них можно сделать корабль, дом, замок, стену, пещеру тролля, ракету и так далее.

Обычный набор игрушек для ребенка от шести месяцев до полутора лет:

  • два мячика (побольше и поменьше)+ один с «шипами»;
  • предметы для песочницы (ведерко, лопатка, формочки);
  • несколько игрушек на колесиках: машинки разных размеров и каталка на палочке для прогулок;
  • 1-2 простые куклы, максимально похожие на человека (мягкие волосы натурального оттенка, располагающее выражение лица, желательно закрывающиеся глаза);
  • несколько игрушек, изображающих животных, максимально похожих на настоящих (заяц серый, а не фиолетовый, лиса рыжая, медведь бурый или белый и т. д.);
  • детская посуда из пластмассы;
  • простой конструктор (лучше деревянный) или набор кубиков;
  • неваляшка;
  • звучащие игрушки (барабан, бубен, колокольчик, погремушки, металлофон);
  • игрушки для купания;
  • разноцветные стаканчики-вкладыши и/или пирамидка.

Это основной набор, который можно дополнять по своему желанию. Рекомендуется часть игрушек убирать и менять их время от времени.

Помните, что много игрушек ребенку ни к чему, гораздо важнее процесс взаимодействия со взрослым. Не стоит надеяться надолго занять малыша только игрушками, ему быстро станет скучно. Лучше обучить ребенка подражать взрослым. Так вы не только научите малыша полезным навыкам, но еще и обретете хорошего помощника.


Обучение в подражании

Советы детских психологов однозначны – в развитии ребенка нужно использовать его стремление к подражанию. Именно поэтому развивающие занятия для детей 8 месяцев организовать очень просто. Причесывая малыша, дайте ему возможность самому подержать расческу и «причесать» себя, маму, игрушку или домашнюю кошку.

Покажите малышу, как обращаться с игрушками: покатайте мячик по полу, уложите куклу спать, погоняйтесь с лисой за зайцем, изобразите, как он умеет прятаться, а лиса не может его найти. Это станет основой для самостоятельных игр в будущем.

Во время купания помойте губкой любимую игрушку ребенка и предложите ему сделать то же самое, а также помыть свой живот, ножку, ручку.

На глазах ребенка вложите яркую игрушку в прозрачный контейнер и закройте его. Малыш обязательно попытается достать интересную вещь.

Любые игры «делай как я» обречены на успех. Ни один малыш не откажется повторить за взрослым то, что он предлагает: похлопать в ладоши, помахать птичкам или самолету, позвонить в дверной звонок, покормить воробьев, бросая им зерно, и так далее.

Малышу исполнилось 8 месяцев, и он уже крепко сидит и начал (или начинает) ползать. В это время занятия с детьми с 8 месяцев становятся более разнообразными. В статье мы расскажем о том, что должен сейчас уметь делать малыш и с помощью каких игр можно помочь ему развиваться.

Какими навыками должен обладать ребенок

Начинать заниматься развитием с малышом нужно с момента его рождения. Но сейчас это делать становится проще. Занятия с ребенком 8 месяцев дома помогут малышу развиваться во всех направлениях (движения, эмоции, речь).

Что же должен уметь малыш:

  • Ребенок уже понимает, что от него требуют взрослые, и может выполнять несложные просьбы. Например, показать, где у него ручка, подать игрушку, обнять маму, поиграть в ладушки и так далее.
  • Малыш в этом возрасте уже пытается произносить первые слоги и слова ("мама, баба, папа, дай"). Иногда звук бывает первым слогом от того слова, что ребенок пытается сказать. Например, слог «пи» означает "хочу пописать".
  • Узнает людей, которые находятся в его окружении, и боится чужих. Откликается на свое имя. Находит взглядом свою любимую игрушку.
  • Активно развивается двигательная активность. Ребенок учится сам вставать из положения сидя. Может пробовать делать первые шаги, держась за руку мамы или диван (иную мебель). Может стоя притопывать в такт музыке. Передвигаются дети также и на четвереньках. Хотя встречаются такие малыши, которым ползать неинтересно, они стараются передвигаться, держась за маму. Тем самым не отпускают от себя ее ни на шаг.
  • Развиты и Ребенок может пробовать держать кружку и ложку. Обычно до рта доносится лишь малая часть содержимого, остальное все выливается на пол и на малыша. Здесь следует запасаться терпением и не перебить желание ребенка обучаться. Выходом из ситуации может быть простой пример. Ребенок хочет кушать ложкой сам. Хорошо. Можно дать ему маленькую ложечку. Но пока он ею возится в тарелке и пытается донести до рта, кормить самостоятельно, второй ложечкой.

  • В этом же возрасте ребенка нужно приучать к горшку, если это еще не было сделано ранее.
  • Малыш реагирует на громкие звуки, боится их. А вот под ритмичную музыку может и пытаться пританцовывать. Спокойная музыка успокаивает и усыпляет малыша.
  • Показывает свои эмоции при новой игрушке, смеется вместе с мамой. Может пугаться, если остался ненадолго один. Улыбаться в ответ на яркие и красивые картинки.

Именно все названные навыки и следует развивать у ребенка. И лучше это делать при помощи игр, а не в приказном порядке. Все новые его умения должны вызывать интерес у малыша и желание достигнуть конечного результата.

Также не следует слишком наседать на ребенка. Обучающим играм нужно уделять понемногу времени. Достаточно и 15-ти минут. Иначе малыш устанет, может и невзлюбить этот вид игры (обучения).

Определить, устал ребенок или нет, несложно. Если он перестает выполнять просьбы или делает это вяло, начинает капризничать, то это значит, что занятия пора прекратить. А вот если ребенок активный, смеется и ему еще пока игра в радость, можно смело продолжать занятие, даже если и прошло уже более 20 минут.

Еще нередко мамы сталкиваются с таким поведением малыша: он начинает разбрасывать свои игрушки. А родители его за это ругают. В основном таким поведением ребенок пытается пригласить родителей поиграть с ним. Или же показывает, что он чем-то недоволен.

Проводить занятия с детьми с 8 месяцев - это довольно кропотливая работа. Маме нужно учиться полностью понимать своего малыша и научиться находить к нему подход. Не помешает в это время почитать обучающую литературу.

Когда начинать заниматься с малышом?

А вот перед сном заниматься с ребенком не советуют. Новая информация нагружает мозг ребенка, а если еще обучающие игры были и ритмичными, то ему будет сложно быстро успокоиться и уснуть.

Сколько времени нужно уделять занятиям?

В среднем игры и занятия для ребенка 8 месяцев не должны длиться более 10-15 минут за один раз. Но когда малышу интересно и он сам продолжает заниматься, следует продолжать игры, не стоит их прерывать.

Для занятий можно создать специальную атмосферу. Например, включить любимую музыку, лучше ритмичную. Пусть в игровом процессе будут задействованы любимые игрушки. Можно для этого использовать специальный коврик или освещение. Игры и занятия должны проводиться в уютной и комфортной обстановке.

Контактные игры и приветствие

Давайте рассмотрим развивающие занятия для детей 8-9 месяцев. Отметим, что существует много классических обучающих игр для детей.

В этом возрасте дети обожают контактные игры. Например, мама трогает малыша и называет, что это ножка, животик или ушко. Делает массаж, сопровождая стихотворением «Рельсы, рельсы…». Можно игры подбадривать поцелуями, поглаживанием или легким щекотанием ребенка. Именно контакт с мамой помогает развивать здоровую и устойчивую психику у ребенка. Такие занятия с ребенком 7-8 месяцев рекомендуют сами врачи.

Уже в этом возрасте можно учить ребенка знакам приветствия и прощания. При встрече можно держаться за руку, здороваться, а при прощании махать ручкой. Обязательно комментировать: "Здравствуй", "До свидания". Проводить игры с загибанием пальчиков.

Активные занятия

Для развития двигательной активности необходимо подготовить площадку для ползания или ходьбы. Если малыш ползает, то пол нужно покрыть одеялом или любым мягким ковриком. Расположить на определенных расстояниях игрушки. Малыш должен ползать и собирать их. Можно делать небольшие препятствия на пути у ребенка, он должен пытаться преодолеть их, выбрав наиболее удачный для прокладывания себе пути дальше.

А если ребенок передвигается в ходунках, то нужно убрать все мешающие предметы с его возможного пути движения. Можно попросить дойти его до дивана, кресла или до кухни. При выполнении задания ребенка следует наградить поцелуем и ласковыми хвалебными словами.

Нужно учить ребенка постепенно вставать на ножки, если он этого не умеет. И помогать делать первые шаги с помощью предметов, а потом и самостоятельно. Учить переступать небольшие преграды, например, поднять ножку над игрушкой и переступить ее.

Пол должен быть мягким. Не стоит постоянно ловить малыша, он должен учиться правильно падать. И правильно опускаться.

Хоть и есть мнение, что если ребенок устал и уснул при ползании или в ходунках, то его не стоит беспокоить и нужно дать ему так поспать, желательно малыша перенести на кроватку. Ребенок должен знать, что для сна есть специально отведенное место.

Зрительное внимание

Обязательно развивать и зрительное внимание. Для этого можно отложить погремушку и попросить ребенка ее найти. Показывать и называть вещи своими именами на прогулке. Например: вот зеленый листочек, желтый цветочек, белое облачко и так далее. Эти занятия с детьми с 8 месяцев рекомендованы офтальмологами.

Тактильные ощущения

Хоть многие мамы и боятся давать ребенку что-то поднимать с земли, но ему будет только на пользу, если он поднимет камушек, чтобы его рассмотреть, или подберет листочек. Главное - следить, чтобы это он не потянул в рот. При себе нужно иметь влажные платочки (специальные для детей).

Разрешать ребенку поиграть в песочнице, попробовать полепить снежок, потопать по лужице. Это доставляет ему столько положительных эмоций. И при этом можно преподать ребенку урок. Говорить: «снежок холодный», «камушек маленький или большой», «песочек просыпается» и многое другое.

Песенки и правильная речь

Можно начинать разучивать с ребенком песенки, но не словами, а звуками (тра-та-та, ля-ля-ля). Музыка должна быть без резких звуков. Можно купить музыкальные игрушки, но опять же, чтобы звуки не пугали малыша.

При прогулках и в играх как можно больше общаться с малышом, при этом не стоит коверкать слова ("бибика", "гав-гав пробежала"). Ребенок должен с детства учиться говорить правильно. Конечно, он не сможет сразу говорить слово "электричка". И можно, как и ребенок, иногда говорить «чух-чух проехал». Но на подсознательном уровне у него будет откладываться, что правильное слово - "электричка".

Яркие картинки и рисование

Ребенку интересны яркие картинки. Можно купить такую книжку и придумывать рассказ по картинкам. При этом показывать на нарисованный предмет, о котором идет речь. Потом можно просить находить на картинке цветочек, мячик и так далее.

Разрешать ребенку рисовать пальчиками (ручку, карандаш или фломастер он пока удержать не сможет). Это положительно сказывается на развитии ребенка. И в это время можно озвучивать цвета. При таком обучении он их запомнит быстрее.

Игрушки для мелкой моторики

Обязательно должны быть игрушки, развивающие мелкую моторику. Нужно давать их подержать в руках. Помять их. Они помогают развитию речи. И считаются самыми полезными игрушками для ребенка в таком возрасте.

Копировать взрослых

Нужно разрешать ребенку копировать взрослых. То есть давать ему подержать расческу и расчесаться, как это делают родители. Мама гладит себя по голове, ребенок должен тоже себя погладить. При сборе игрушек малыш может ползать рядом и подавать их маме. Родители могут сами играть в мячик и просить повторить малыша движения. Таких обучающих игр из повседневной жизни много.

Во время купания

Очень важно озвучивать данную процедуру. "Утенок плавает" (показывать в это время на плавающую игрушку). "Машинка (или другая игрушка) ушла на дно". Умывать лицо, мыть животик и при этом можно говорить: "Сейчас помоем глазки, потом щечки", - и так далее.

Пирамидки

Как развивать ребенка в 8 месяцев? Занятия можно начинать со знакомства с пирамидками. Самим построить из них фигурку и дать ребенку сломать ее. Подержать детали в руках.

Занятия с ребенком 1-8 месяцев. Какие игрушки выбрать?

В этом возрасте подойдут только простые игрушки, сделанные из безопасного материала. Без острых углов. Если в игрушке имеются батарейки, то они должны быть вне доступа для ребенка. Крепко закрытые или завинченные. Если игрушка мягкая, то она должна подвергаться стирке.

Какие игрушки подойдут ребенку:

  • мячик - ярких, но не ядовитых цветов, чтобы хорошо лежал в руке ребенка;
  • кубики (желательно сделанные из пластмассы и с закругленными углами);
  • простая пирамидка из колец или сшитая из ткани;
  • мягкие игрушки, не небольшого размера, лучше в форме реальных животных;
  • набор для песочницы;
  • машинки с прочно зафиксированными колесами;
  • детская посуда;
  • неваляшка;
  • игрушки для ванной;
  • иллюстрированные книжки, выпускаются даже для чтения в ванной;
  • краски и мелки для рисования;
  • куклы (пупсы).

Но не нужно заваливать малыша игрушками. Нужно, чтобы ребенок знал каждой вещи цену. И не терял быстро к ней интереса.

Нельзя ребенка ругать, если он испачкал или сломал игрушку. В таком возрасте он еще не понимает, что сделал что-то не так и игрушка испортилась.

Для чего нужны ребенку игры?

Каждая игра с малышом для мам имеет свою цель. Например, 8 месяцев помогают сформировать правильную осанку, развивают практически все мышцы, если все делается правильно.

Игры помогают:

  • развивать ребенка физически;
  • изучать звуки, например, как говорят животные;
  • развивать память и внимание;
  • выполнять несложные просьбы;
  • поддерживать духовный контакт с родителями (важно для крепкой психики ребенка).

Правила

Проводя занятия с детьми с 8 месяцев, мама также должна соблюдать ряд правил:

  1. Ребенок не должен оставаться сам по себе. Он может выпасть из кроватки, случайно травмироваться игрушкой, испугаться.
  2. В детской должна проводиться ежедневная уборка.
  3. Разрешать ребенку играть посудой (это его самые любимые игрушки). Но безопасными приборами.
  4. Правильно подбирать время для игр.

Мнение Комаровского

Что говорит Комаровский про занятия с ребенком в 8 месяцев? Они должны проходить в игровой форме. Вертикальные нагрузки нужно давать аккуратно. Не стоит заставлять садиться. Необходимо, чтобы ребенок сам сел. Очень полезно ползать. Такое занятие укрепляет мышцы спины.

Заключение

Теперь вы знаете, как развивать ребенка в 8 месяцев. Занятия мама может придумать и сама. Так как только она знает своего ребенка и может заинтересовать его той игрой, которая ему интересна. Есть дети, которые уже в этом возрасте просто обожают играть с пирамидкой, а есть те, которым эта игра не приносит радости даже в год.

Важно: если ребенок пока не проявляет к предложенным играм никакого интереса, не стоит настаивать. Возможно, ему еще рано. Не стоит сравнивать ребенка с другими. У каждого свой талант и свой темп развития.

В 8 месяцев ребенок становится еще более интересным и непоседливым. Как развивать ребенка в 8 месяцев?

К этому времени некоторые дети начинают ползать, некоторые ходить, держась за ручки, а другие уже бегают в ходунках по комнате. Главное теперь — спрятать в недоступное место все мелкие предметы — те, которые могут навредить малышу.

Общее развитие ребенка на 8 месяце жизни

В течение 8 месяцев своей жизни ребенок вырастает примерно на 18-20 см и весит около 9 кг, хотя это все относительные показатели, поскольку все дети индивидуальны, у каждого свой темп физиологического развития, свои гены, режим и т.д.

Чаще всего у детей в этот период уже есть 4 зубика: 2 сверху и 2 снизу, хотя может не быть ни одного или они только начинают прорезываться. Если ребенок при этом плохо себя чувствует (часто плачет, грызет твердые предметы), успокаивайте его: поносите на руках, прикладывайте чаще к груди, смазывайте десны специальным кремом для уменьшения боли и зуда.

В 8 месяцев дети могут уметь произносить первые слова «мама», «папа», «баба» или какие-то другие составы, могут показать предметы, которые хорошо знают, хлопать в ладоши.

Скорее всего спать ребенок днем ​​ложиться 2 раза по 1,5-2 часа. Ночью некоторые детки уже не просыпаются и спят примерно 10 часов.

Ребенок на 8 месяце жизни должен кушать около 5 раз в сутки. В его рационе уже достаточно много продуктов: молочные злаковые каши, творог, яблоко, банан, морковка, кабачок, тыква, свекла, мясо кролика или телятины, яичный желток. Пьют малыши обычно кефир, чай, компот из фруктов, простую питьевую водичку ну и, конечно, молоко.

Детей восьмимесячного возраста купают каждый вечер, во время купания они любят играть уточками или другими плавающими игрушками.


Некоторые родители начинают приучать своих малышей к горшку с восьмимесячного возраста. Как правило, детей сажают примерно каждые 30 минут. Они, конечно, еще не совсем осознают, чего от них хотят и воспринимают это как игру, хотя иногда и совпадает так, что ребенок испражняется именно тогда, когда сидит на горшке. Если же он категорически не хочет садиться на горшок, плачет, значит малыш еще не готов и не стоит его заставлять. Как правило, дети могут контролировать свой мочевой пузырь только в возрасте 2-х лет.

Вашему малышу уже 8 месяцев, и когда вы берете его на руки и улыбаетесь, он может просто отодвинуть ваше лицо? Не удивляйтесь, ему по-прежнему нужны ваши ласки, но все чаще он переключает внимание на окружающий мир. Ему нравятся отдельные ваши части – нос, рот, уши, он любит исследовать сережки, волосы, воротник и бусы. А еще он любит наблюдать за вашими манипуляциями на кухне, играть игрушками. Ваше чадо уже овладело схватыванием предметов, и пользуется этим по полной программе. Только теперь его интересует еще и обратный процесс — собирая пирамидку или горку из кубиков, он может в момент все разрушить и с удовольствием наблюдать за результатом своих действий.

На своем стульчике за столом малыш старается дотянуться до всего, что попадает в поле его зрения, — столовые предметы, котлета в маминой тарелке, кусочек печенья или хлеба. Если вы попросите его дать ручку или подать игрушку – он реагирует правильно. Игры с повторяющимися действиями вызывают у него неподдельный восторг, он сам топает ножками, любит играть в прятки, принимает активное участие в потешках. Многие предметы он использует по прямому назначению — катает мячик, нажимает кнопки телефона, открывает и закрывает дверцы. Он уже может указать пальчиком на вещь, которую хочет получить, или спрашивая, что это.

Развитие ребенка в 8 месяцев

Кроме этого, малыш в 8 месяцев может прекрасно справляться с такими действиями:
— играет игры с действиями (хлопает ладоши, поднимает ножки и ручки);
— танцует, поет;
— показывает страх при резких движениях или звуках;
— ходит у опоры самостоятельно, стоит, сидит;
— ползает;
— кусает и пережевывает мягкую пищу (печенье, кусочки вареного овоща, мягкого фрукта);
— следит за предметами, на которые показывают взрослые, отвечает на вопрос «Где?» — сам показывает указательным пальчиком;
— гулит, говорит слоги, любит рассматривать свое отражение в зеркале;
— целует;
— неинтересные вещи настойчиво отталкивает;
— берет некоторые предметы как пинцетом — указательным и большим пальчиком.

Уход за ребенком в 8 месяцев

Нужно продолжать ежедневно гулять с малышом не менее 2 часов, устраивать воздушные ванны, делать самостоятельно массаж гимнастику, проводить развивающие упражнения. На втором полугодии, когда малыш начинает употреблять твердую пищу, и он по-другому начинает оправляться. Можно подстраиваться под него и предлагать ему горшок.
Дневной сон малыша значительно сократился — он спит теперь два раза в день по 1,5 - 2 часа, ночное время увеличилось до 10-11 часов. Промежутки между сном наполнены активными играми, и перевозбуждаясь, малыши часто ночью пытаются ползти, садятся, что-то бормочут во сне. Это, в принципе, нормально — просто организм ребенка не выдерживает дневной нагрузки. Иногда малыши и ночью не спят, капризничают просто от скуки, требуют развлечений. Вам придется просто терпеть и ожидать, когда же нервная система малыша окрепнет.

Питание ребенка в 8 месяцев

Рассматриваемый возраст относится еще к тому, когда малыш должен получать грудное молоко или заменяющие его молочные смеси. Из 750 — 900 калорий, которые обеспечивают жизнедеятельность 8-ми месячного малыша, примерно 400 – 500 дает грудное молоко. Однако аппетит может быть несколько хуже — и это неудивительно. Немного снижается скорость роста, появляются много действий, отвлекающих младенца. В рацион постепенно включаются продукты «для маленьких» — более грубое, чем процеженная пища. Можно купить такое питание и в магазине, а лучше приготовить самим.

Пережевывать такое питание нужно более тщательно, чем пюре. Кроме этого можно готовить различные пудинги, картофельное пюре, каши и даже холодец. До годика ребенку рекомендуется давать только часть желтка, так как булок труднее переваривается и может вызывать аллергию. Продукты питания нужно вводить в рацион по одному. Убедитесь в течение двух-трех дней, что организм малыша справляется хорошо, и только затем добавляйте новый ингредиент. Позволяйте малышу играть с ложечкой, чашкой, и главное — наберитесь терпения.

Чтобы он привыкал к новому образу питания, важно дать ему исследовать предметы. Другого способа, чем схватить что-то руками, размять, бросить, потащить в рот и выплюнуть, малыш не знает. Поэтому в первое время на полу оказывается больше пищи, чем во рту у ребенка, но главное – он пробует это делать, и это прекрасно! Лучше разложить под стульчиком целлофан, чтобы меньше было уборки. Вначале обеда дайте малышу ту еду, что едят все, а затем какие-то твердые предметы, которые можно держать в руке — кусочек курицы, печенье, банан.

Режим дня ребенка в 8 месяцев

Водные процедуры на этом месяце достаточно проводить уже через день при температуре +33 градуса. Купать можно в большой ванной, вместе с любимыми игрушками, вниз положить резиновый коврик, чтобы кроха не падал и не поскользнулся в ванной, готовьте принадлежности заранее, чтобы не оставлять ребенка одного. Продолжа тренировать навыки ползания, в ванной можно проводить простое упражнение — сначала положите ребенка животиком на дно, а потом включайте несильно воду. Когда вода станет подниматься, малыш будет вынужден вставать на коленки. Главное, чтобы при этом он не наглотался воды.

Дневной сон, хотя бы один раз лучше провести на свежем воздухе. Некоторые малыши спят всего один раз в день, но немного дольше. В таком случае вечером они засыпают раньше и быстрее, примерно с 20-00. Постепенно он откажется от ночных кормлений.

Занятия с ребенком в 8 месяцев (как развивать)

Подросший малыш расширил возможности своих действий — теперь он не просто играет с несколькими предметами, но и познает практику обратных противоположных действий. Например, он собирает предметы, а потом разбрасывает их, складывает шарики в миску и рассыпает, строит башенку и рушит ее. Интерес ребенка объясняется тем, что он примеряет к себе возможность осуществлять новые функциональные действия. Создает представление о себе, как об активном действующем существе.

Новые вещи он пробует на вкус, даже лижет их, ползет, чтобы дотянуться до интересного предмета. Развивайте в нем навыки, объясняйте суть разных действий с игрушками. При этом продолжает развиваться и моторика. Продолжайте физические упражнения. Можно добавить хождение на руках, до тех пор, пока малыш не устанет. Интересное упражнение — американские горки. Оно развлекает малыша и вас и одновременно развивает координацию движений и вестибулярный аппарат.

Сюрпризом для малыша может быть большой мяч, подвешенный на шнурке так, чтобы кроха дотягивался до него. Ударяя по мячу, вы вместе будете наблюдать за произведенным эффектом.
Поиграйте с ним в игру «Где?», переставляя предметы и вопрошая – «Где котик?», «Где мячик?» и так далее. Если в речи малыша появляются новые звуки или слоги, повторяйте их за ним.

Игры и игрушки для детей в 8 месяцев

Лучшими игрушками могут быть те, которые складываются, собираются, где нужно тянуть за веревочку, чтобы получить какое-то действие. Выбирая игрушки, не стесняйтесь требовать у продавцов сертификаты, подтверждающие качество и отсутствие вредных примесей в материалах, их которых они изготовлены. Игрушки, соответствующие 8-месячному возрасту – это юла, музыкальные инструменты, кубики, пирамидки, примитивные конструкторы, мячики, шарики, неваляшки, машинки, пупсики.

Все детали должны быть не слишком мелкими, чтобы их нельзя было засунуть в рот или нос полностью и проглотить. Давайте малышу разные платочки, тряпочки, чтобы можно было накрывать себя. Малыши любят и такую игру в прятки — накрываете игрушку, и спрашиваете «Где?». Малыш сдергивает платок. В этой игре формируется очень важное для развития человечка знание — что все предметы, даже исчезая из поля зрения, остаются постоянными и существуют в сознании.

Медицинское наблюдение в 8 месяцев

В 9 месяцев кроме обязательного осмотра педиатра проводится вакцинация против кори. Иногда может появиться прививочная реакция в виде лихорадки, насморка, мелкой сыпи, подобной корьевой. Симптомы пропадают через несколько дней, но если они беспокоят сильно — нужно принимать меры. В качестве профилактики рахита врач может назначить перорально витамин D. Следите за развитием малыши и сами, и не проконсультируйтесь с врачом, если малыш не может ползти назад, не стоит с поддержкой или не удерживает игрушки.

Как правильно организовать сон

Малыш все больше спит ночью, не просыпаясь и все меньше днем. Чтобы ребенок хорошо засыпал, одевайте ему на ночь мягкую пижаму «с ножками». Просыпаясь, он хочет видеть мать сразу – так ему легче будет засыпать, зная, что его всегда ждут. Такие встречи, когда его берут на руки, разговаривают, дают ему уверенность. Перед сном не играйте в подвижные игры, включайте медленную спокойную музыку.

Ночью могут проявляться некоторые заболевания, например, уха или аллергической сыпи, но иногда капризы проявляются и просто так. Если ребенок заплакал — проверьте подгузник, не включая яркий свет, пожелайте спокойной ночи. Если плач не прекращается — снова подойдите и поговорите, и отойдите. Так до тех пор, пока ребенок не уснет. Это может быть очень тяжело для родителей, но помните, что малыш ведет себя так ненамеренно – в его жизни так много стрессов. Но если твердо придерживаться этой тактики, то проснувшись, ребенок научится засыпать и сам.

Прием пищи

Во время еды любимое занятие вашего чада – исследовать содержимое вашей тарелки. Он с интересом достанет макаронину, выкинет капусту, разольет по столу и размажет чай или молоко. Когда мама «играет» с предметами, недоступными ему — кастрюлями, терками, тарелками. Он будет изо всех сил стараться дотянуться и до них и включиться в игру. Тем более, эти предметы блестят и звенят. Дайте ему самому попробовать эти вещи, но помните о безопасности — запретные слова должны четко выражать ваше мнение в таких моментах, как горячее, острое, тяжелое.

Общение и внимание

Потребность во внимании и общении у детей до года очень велика. Лучше всего понимает его человек, который проводит с ним больше всего времени. Да и сам малыш прекрасно уже знает, кто свой, а кто чужой. Незнакомых людей, которые так любят поговорить с малышом, дети просто боятся, поэтому не давайте его на руки чужим, пока малыш не изучит лицо и не перестанет пугаться. Личная зона малыша составляет 80 см.

Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и на форумах. Но пока мы размышляем, ребенок уже уползает от нас и, забравшись куда-нибудь, подбрасывает нам новых хлопот. Так подходящий момент упускается, и мы снова откладываем «развивашки» до следующего раза. Чтобы избежать такой ситуации, просто необходимо иметь под рукой ПЛАН! План развивающих занятий всегда сможет быстро подсказать нам как интересно и с пользой развлечь малыша.

Про все эти занятия я уже упоминала раньше в своих статьях, здесь же – короткая выжимка без лишних слов, в которую удобно заглянуть при необходимости, можно сказать конспект занятий. Если хотите прочитать подробнее о каждой игре — нажимайте на ссылку-название.

Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

Итак, развивающие игры с ребенком 9 месяцев и старше (подробный план):

1. Игры на развитие сенсомоторных навыков

  • (чтобы прочитать подробное описание игры, переходите по ссылке)

Пример матрешки (Лабиринт , My-shop , KoroBoom )

  • (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

  • (учимся насыпать песок совочком в ведро, стучим молоточком);

Пример стучалки (Ozon , My-shop , KoroBoom )


  • (открепляем, прикрепляем, передвигаем и т.д.)

2.

  • Рассказываем малышу ;

  • Разучиваем ;

  • (проводим «экскурсию» по дому, называем новые объекты на прогулке, );

  • (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
  • , повторяя вместе с малышом простые слоги

3.

Подборку книг для чтения детям до года можно найти здесь:

4. Просмотр или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

5.

6.