Главные мотивы вступления в брак у мужчин. Мотивы заключения брака. рождение и воспитание детей

Брак - это сложнейший социальный институт, являющийся совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, индивидуального и общественного, единичного и общего характера. Стабильность как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака. Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.

В научной литературе “мотив” принято рассматривать как побудительную причину действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его потребности. В любой сложной деятельности всегда выделяется мотив, играющий ведущую роль /4, 875/. По мнению А.Н. Леонтьева, “ мотив мы употребляем не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее” /1, 300/. Р.С. Немов отмечает, что “мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий” /3, 465/.

Л.Б. Шнейдер выделяет три мотива на брак:

1) Мотив “факт брака”. Главная движущая сила в этом случае - намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга “Пора!”. При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания - жениться или выйти замуж. В общем неважно, какой именно партнер рядом.

2) Мотив “определенный тип брака”. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты и соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений.

3) Мотив “определенного человека”. Избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Делается сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства /5, 158-159/.

Мотивы вступления в брак можно рассматривать не как кратковременный душевный порыв, а как длительный процесс, в результате которого взгляды, установки и ориентации, сформировавшиеся в определенной обстановке, побуждают людей к активизации своей деятельности в направлении удовлетворения своих социальных и природных потребностей в браке. В этом случае представляется естественным, что чем выше степень зрелости взглядов и установок на брак, тем выше и социальная зрелость порождаемых ими мотивов вступления в брак. Мотивы могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми психологическими факторами, побуждающими и направляющими поведение человека. К.Г. Юнг в статье “Брак как психологическое отношение” пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает, как правило, под влиянием бессознательных мотивов. Бессознательные мотивы по Юнгу имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки - к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя его. Бессознательная связанность усложняет выбор и вызывает своеобразные модификации /5, 159/.

Среди мотивов поиска брачного партнера, по данным Н.Ф. Федотовой и Л.А. Филипповой (1977), наиболее часто указываются: стремление к половой близости, желание проявлять заботу (эти мотивы чаще отмечаются мужчинами), желание испытывать заботу (чаще отмечаются женщинами), желание любить и быть любимым (чаще у женщин), стремление найти подобного себе человека, желание быть понятым. Мотивация на организацию семьи сильнее выражена у женщин, чем у мужчин. З.И. Файнбург (1970) сводит мотивацию брака к трем основным причинам: биологической, социально - культурной и экономической /2, 222/.

Мотивы вступления в брак существенно зависят от социального положения субъекта, его пола, возраста, имеющихся ценностей жизни и других факторов. У большинства молодых людей главным мотивом выбора будущего супруга называлась любовь (А.Г. Харчев, 1979; С.И. Голод, 1984, 1990; Н.Г. Юркевич, 1970). Так, по данным обследования в 2002 - 2003 годах, этот фактор отмечен у 70 % студентов. Отмечается и роль материального фактора в выборе супруга, то есть желание быть материально обеспеченным (“брак по расчету”). Играет роль и желание связать свою судьбу со знаменитым, популярным, известным в обществе человеком (“покупаться в лучах его славы”), стремление к семейному уюту, боязнь одиночества, желание иметь детей и проявлять взаимную заботу (все это чаще отмечается девушками). С возрастом (от 18 до 30 лет) различия между мотивами вступления в брак у мужчин и женщин уменьшаются. Е. Ильин отмечает, что наибольшее сходство наблюдается в случаях, когда муж несколько старше жены, а наибольшее расхождение - когда жена старше мужа /2, 222/.

В то же время, несмотря на, казалось бы, наиболее приемлемую причину брака - любовь, она не гарантирует прочности брака (Д.М Чечота, 1976). Все дело в том, что под одним и тем же мотивом (“по любви”) скрываются разные потребности (чувства). Когда под любовью понимается сексуальное влечение (“эрос”), то она не является гарантией прочного брака, если не подкреплена другими потребностями и мотиваторами из нравственной сферы человека. Только в тех случаях, когда любимый воспринимается как незаменимый по своим индивидуальным качествам и целью любви является не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека (такая любовь называлась древними греками “агапе”), исключается возможность “пресыщения” партнером и отказа от него /2, 223/.

Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит: общность интересов, уязвленное самолюбие, ловушка неполноценности, интимная удача, взаимная легкодоступность, жалость, выгода, месть (“назло обидчику”), боязнь одиночества. Данные мотивационные модификации могут быть осознаны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, есть шанс, что брак может оказаться успешным /5, 160/. За рамками аналитической психологии исследователи выделяют три большие группы брачных мотивов. В первую группу входят эмоционально-этические мотивы, во вторую - мотивы самореализации, в третью - мотивы долга и обязанности. Вероятно, принятие решения о вступлении в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один из них становится ведущим. Таким мотивом повсеместно является любовь /5, 161/.

Таким образом, можно утверждать, что для вступающих в брак, мотивы, которыми они при этом руководствуются, являются фундаментом, на котором затем можно строить семейные отношения. Формирование мотивов - это сложный и длительный процесс, в течение которого в сознании индивида складываются определенные взгляды по вопросам брака и семьи. При этом содержание (взглядов) определяется характером социально-экономических условий, духовного потенциала общества, господствующих традиционных установок и норм поведения.

Литература:

1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Московского университета, 1981. - 584 с.
2. Мотивация и мотивы / Е. Ильин. - Спб.: Питер, 2003. - 512 с.
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. зав.: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1.: Общие основы психологии. - 688 с.
4. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1965. - 912 с.
5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.

Заключение брака побуждается системой мотивов, образующих определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях. Мотивы различаются степенью осознанности, варьируясь в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательного побуждения. Наконец, мотивы могут реализовывать направленность на достижение и направленность на избегание. Например, мотивом заключения брака может стать желание всегда быть рядом с любимым человеком (мотив, направленный на достижение) и соответствующее ему -- избежать одиночества. Мотивы заключения брака реализуют жизненно важные отношения личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей, отраженных в известной пирамиде А. Маслоу. Перечислим наиболее значимые из них:

  • *реализующие потребность любить самому и быть любимым партнером;
  • *самоутверждения и самореализации, примером такого рода мотива может стать стремление молодого человека уйти из-под опеки родителей посредством создания собственной семьи;
  • *удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности, когда партнер рассматривается как источник заботы, опоры и стабильности, в этих случаях он выступает своеобразным заместителем родителя;
  • * мотив самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым другим;
  • *мотив продолжения рода, стремление к реализации роли родителя;
  • * сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения;
  • *мотив долга и социальной обязанности, в основе которого лежат забота и ответственность за благополучие партнера;
  • *прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения как собственного, так и прародительской семьи с помощью партнера).

Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис. Им удалось выявить следующие мотивы:

  • 1) бегство от родителей;
  • 2) долженствование (вступление в брак из чувства долга);
  • 3) одиночество;
  • 4) следование традициям (инициативе родителей);
  • 5) любовь;
  • 6) престиж;
  • 7) поиск материальных благ;
  • 8) месть.

Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте. Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнерша забеременела или половая близость сопровождалась переживаниями вины. Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы. В других случаях одиночество было следствием переживания пустоты. Мотив «месть» означает, что один из партнеров был, отвергнут, и из мести отвергнувшему вступил в брак с другим человеком. Мотив «любовь» также значится в шкале психологических причин формирования дисфункциональных семей. И все-таки любовь - это прекрасное чувство. На мой взгляд, именно любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнера неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала.

В книге «Психология любви» автор выделяет еще и такие мотивы: ожидания близких, недоверие к своему внутреннему голосу, благодарность за внимание, сексуальная гармония, браки после утраты значимого человека . В некоторых случаях брак в нашем обществе - это контракт между двумя людьми на приобретение эксклюзивных прав на сексуальное обладание .

В данной главе мы рассмотрели развитие отношений в добрачной и предбрачной паре, определили основные функции семьи, жизненный цикл семьи и его стадии, мотивы принятия решения о вступлении в брак и факторы выбора брачного партнёра.

на тему:«Семья и брак. Мотивы вступления в брак»

Липецк 2008

1.Семья, этапы ее развития

2.Структура семьи

3.Функции семьи

4.Социалистический анализ брачных отношений

4.1.Определение брачных отношений

4.2.Мотивы вступления в брак

4.3.Внебрачная семья

Заключение

Библиографический список

1.Семья, этапы ее развития

Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд: "Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно".

На первых этапах развития человеческого сообщества семьи, в нашем понимании, не существовало, имели место беспорядочные связи. Первой социальной санкцией в интимных отношениях мужчины и женщины стало исключение из полового общения родителей и их детей. Это та историческая граница, с которой добрачное состояние первобытного общества переходит в социально регулируемые отношения.

Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех - пяти поколениях. В семье такого типа существует групповой брак, отец детей не всегда может быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.

Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин, членов общины, живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линии.

Моногамная патриархальная семья - это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании.

Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья - самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта - бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого. Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья - муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой - брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.

В настоящее время в России 66,3 млн. семей. Ежегодно заключается примерно 250-300 тыс. браков, расторгается примерно половина от этого количества. В крупных городах соотношение между браками и разводами 2:1. В сельской местности ситуация совсем иная. Из общего количества распадающихся браков 38 процентов приходится на семьи, просуществовавшие менее четырех лет. Быстро увеличивается число внебрачных детей. В настоящее время каждый пятый родившийся - внебрачный ребенок.

Процесс снижения уровня брачности начался в России еще в 70-е годы. Либерализация норм матримониального поведения, активное распространение более свободных форм брака и моделей семьи ускорили развитие этого процесса. Примерно с 1987 г. началось обвальное падение рождаемости. За пять лет число родившихся сократилось с 2,5 млн. до 1,6 млн., коэффициент рождаемости, то есть число родившихся на каждую тысячу населения, сократился на 38 процентов. В 1992 г. впервые за весь послевоенный период зафиксировано явление депопуляции, то есть когда число умерших стало превышать число родившихся и начался процесс естественного снижения численности населения. Если такие тенденции сохранятся, то через пятьдесят лет население России сократится вдвое. Происходящая в России депопуляция является результатом не только обвального падения рождаемости, но и увеличения числа умерших. К началу 80-х гг. Россия по уровню продолжительности жизни ушла на уровень таких стран-аутсайдеров, как Вьетнам и Таиланд. От Японии, которая является мировым лидером по продолжительности жизни (для мужчин - 73,4, для женщин - 78,3 года), наша страна отстает соответственно на 12 и 5 лет.

Для России характерна высокая смертность мужского населения. В нашей стране сформировалась сложная и не типичная ни для одной страны структура причин смертности, в которой патология традиционного и современного типов соседствуют друг с другом. Особая специфика ситуации заключается в необычайно высокой смертности от несчастных случаев, отравлений и травм. Сверхсмертность от травматизма в России - сугубо мужская проблема, женская смертность от этих причин не выходит за мировые рамки.

Изменения в формировании, развитии и стабильности семьи в России и в их демографическом поведении порождены не столько кризисными явлениями последнего десятилетия, а представляют собой накопленный результат демографических изменений, происходящих в стране на протяжении долгих лет.

Значение семьи в жизни общества и человека в отечественной науке долгое время недооценивалось. Представления об отмирании института семьи в социалистическом обществе, присущие 20-м годам, поддерживавшиеся официальными идеологией и пропагандой, оказались весьма живучими. Основывались они на негативном отношении к старой семье, которое постепенно распространялось на этот институт вообще и укоренилось в общественном сознании. При этом идеологически ориентированная пропаганда рассматривала семью как нечто сугубо "личное", противостоящее интересам общества. Термин "домашняя хозяйка" имеет пренебрежительный оттенок до настоящего времени. В демографическом же отношении чрезмерная занятость женщин способствовала стремлению семьи ограничить деторождение, это стало важным фактором снижения уровня рождаемости.

Ориентация на "минидетную семью" способствовала изменению в укладе жизни людей, формированию нового социального положения женщины. По мнению Л. Е. Дарского, в современной семье на первый план вышли такие потребности, как желание иметь объект заботы и опеки, потребность в самовыражении, в передаче жизненного и культурного опыта и т. д. А для удовлетворения этих потребностей семье много детей не нужно.

В России трудности переустройства общества, пережитые не одним поколением россиян, вызвали у родителей стремление обеспечить детям более высокий уровень жизни, чем собственный. Это стало важным мотивом к ограничению супругами числа детей в семье. Семья в современном обществе претерпела значительные изменения, которые будут нами рассмотрены.

Изменения, происходящие с семьей в России на протяжении всего ХХ века, не случайны. Сегодня в России семья такая, какая есть. Поэтому ностальгия по традиционной семье не имеет смысла: семья уже не сможет стать другой, возврат к прошлому невозможен, как бы мы этого ни хотели. Для семьи прошлого в современном обществе нет ни социальной, ни экономической базы. Кризис же, если он и существует, касается скорее традиционной семьи, которая постепенно уступает место семье современного типа.

Для определения сущности семьи необходимо рассмотреть ее функции, структуру, ролевое поведение ее членов. Наряду с социологией эти проблемы изучают экономика, демография, этнография, психология, педагогика и т. п.

2. Структура семьи

Мы уже подчеркивали, что семья - первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.

Структура семьи - совокупность отношений между ее участниками, в том числе и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще - мужу, детей - родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей. Основные ролевые отношения в семье: муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т. п.

Авторитарная, или традиционная, семья в основном уходит в прошлое. Она господствовала в тех условиях, когда женщина вела дом, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто - единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семейства, т. е. существовала объективная основа для авторитарной семьи. И совсем другое дело, когда женщина имеет более высокий уровень образования, чем у мужа, активно участвует в экономическом обеспечении семьи, является совладельцем собственности. В этом варианте больше условий для формирования равноправных отношений между членами семьи. Конечно, здесь есть и другая сторона медали. Рост экономической самостоятельности женщины, ее активное участие в общественном производстве ведут к перегрузке женщины, снижаются ее возможности в воспитании детей, увеличивается число разводов, снижается рождаемость и т. П

3. Функции семьи

Функция продолжения рода - это важнейшая и ничем не заменимая функция современной семьи, если не считать первых колбочных младенцев. Весь опыт свидетельствует, что по мере развития цивилизации в семье снижается количество детей, ведь дети - это своего рода страховка супругов для обеспечения своей старости. Сейчас, чем выше уровень и качество жизни населения, культура и образованность, тем ниже рождаемость. Идет не расширение, а сокращение популяции, старение населения. Социологи и демографы называют это явление демографической революцией. При его анализе приходится считаться с массой обстоятельств. На уровне рождаемости сказываются соотношение городского и сельского населения, религиозные и национальные традиции, генетический фонд, социально-экономические условия.

Снижение рождаемости и, одновременно, детской смертности может сыграть злую шутку с человеческой популяцией. Сейчас выживают дети со слабой и отягощенной наследственностью. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в высокоразвитых странах доля новорожденных, у которых фиксируются признаки поражения олигофренией (включая слабые и промежуточные формы), достигает 10-12 процентов. В тяжелой форме болезнь поражает 3-3,5 процента детей. Причем есть одна особенность. Алкоголики, люди с отягощенной наследственностью, социально безответственные, как правило, имеют больше детей, чем нормальные, здоровые.

Другая важнейшая функция семьи - воспитание детей. Вообще, семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее сильное - в самые первые годы жизни ребенка, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Здесь легче всего реализовать индивидуальный подход к ребенку, вовремя заметить положительные и отрицательные качества. Причем необходимо учитывать, что на первые годы жизни приходится ряд пиков в развитии личности. Конечно, у каждой семьи есть свои пределы воспитательных возможностей: не только экономические, образовательные, временные, но и нравственные. Авторитет родителей должен строиться не на дидактических назиданиях, физических наказаниях или материальном поощрении, а на личном примере.

Развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Современная наука накапливает все больше данных о роли семейного воспитания в стимулировании интеллектуального развития ребенка: чем содержательней и многообразней общение в семье, тем быстрее ребенок накапливает знания, навыки речи, мышления. Сегодня даже для детей, оставшихся без попечения родителей, государство организует нетрадиционные детские дома, детские дома семейного типа.

В цивилизованном обществе рядом с семейным воспитанием выстраивается целая система государственного, общественного воспитания детей. Она помогает семье, но полностью заменить ее не может.

4. Социологический анализ брачных отношений

4.1Определение брачных отношений

Как было уже указано выше, современная семья строится в основном на брачных отношениях. Социологи исследуют: мотивы вступления в брак, причины прекращения брачных отношений, всю гамму брачных отношений между представителями разных социально-демографических групп.

Под браком мы понимаем исторически обусловленную форму отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения как в правовом, так и морально-этическом плане. Правда, одна студентка на экзамене дала такое определение "Брак - это правовая форма, через которую общество упорядочивает и закрепляет права женщины и обязанности мужчины". Заметим, что она не так уж далека от истины.

Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п.

Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.

Конечно, инстинкт размножения заложен в природе всего живого, но человек вкладывает в него гедонистический смысл (наслаждение). Один шутник заметил, что красота женщины - общественное достояние. Общение с интересной, обаятельной женщиной поднимает у мужчины настроение, возможно, и работоспособность, наверное, и наоборот.

Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. К примеру, рассуждения на сей счет Ж. Эзерта, автора "Общей социологии": "Мужчина, от природы беспокойный умом и телом, предпочитает действовать свободно, следовательно, ему нужна помощь, которая дала бы ему волю, освободив от забот домашнего хозяйства. Женщина подчиняется этой участи потому, что ее физиологические недостатки и забота о ребенке, который является ее уделом, вынуждают ее быть привязанной к дому, нравится ей это или нет. Таким образом, оба скрепляют сделку, не равную, но верную, делающую сотрудничество предпочтительней, чем жизнь врозь".

Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак.

4.2Мотивы вступления в брак

Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение "Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать". В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное до конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в основе лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную: симпатичней, умней или, наоборот, не очень симпатичную - никто не уведет, будет лучше ко мне относиться, больше меня ценить.

Заметим, что умные и красивые женщины часто остаются одинокими. Тоже загадка для социолога. На уровне рабочей гипотезы можно предположить, что, во-первых, многим мужчинам не хочется, чтобы жена была умней или сильней его. И, во-вторых, красивые женщины часто считают, что красотой, обаятельностью они осчастливили своего спутника: "Я тебе отдала свою молодость". Типично женская логика. Мужчина, по крайней мере сильный, уверенный в себе, такой демонстрации часто не выносит.

Браком по расчету есть основания считать тот, в котором разница в возрасте между супругами очень велика. В СССР ни одна женщина моложе 25 лет не вышла замуж за мужчину старше 50 лет. На возраст 45-49 лет приходилось 500 браков, где жена была моложе на 25 лет. Данные опросов показывают, что от 72 до 86 процентов женятся по любви, 9-23 - по шаблону и 5-9 процентов - по расчету. Это по мнению опрашиваемых, хотя в настоящее время процентная ставка значительно изменилась, доля браков по расчету, также как и браки по шаблону перешла с 5-9 процентов на 15-20 процентов, и 9-23 на 15-30 процентов соответственно. Однако люди даже в анонимных опросах стараются казаться лучше, как бы приспосабливаются к общепринятым установкам общественного мнения.

Браки по любви оказываются самыми прочными. Браки по шаблону могут перерастать в браки по любви. И наоборот, в браках по любви постепенно идеализация уступает место реальным взглядам.

В последние годы наблюдается тенденция снижения среднего возраста вступающих в брак. Правда, среди ранних браков до половины приходится на долю так называемых вынужденных. Замечено, что ранние браки увеличивают вероятность разводов. Половина всех браков, где невеста моложе 18 лет, заканчивается разводом.

Уровень образования влияет на отношение к добрачным связям. Для мужчин эта зависимость выглядит следующим образом: чем выше уровень образования, тем реже добрачные сексуальные связи. Для женщин, наоборот, чем выше уровень образования, тем более свободны они в своем сексуальном поведении. Конечно, все это достаточно динамично. Скажем, российская или славянская культура интимных отношений, сексуального поведения претерпевает значительные изменения под воздействием, в первую очередь, средств массовой информации.

4.3Внебрачная семья

Внебрачные союзы - это союзы фактические, их создает само право тем, что фиксирует границы брака. Право принципиально отказывает внебрачным союзам в признании за ними характера правовых отношений и тем самым лишает их правовой защиты. Между тем право регулирует отношения внебрачных родителей и их детей. И делает это независимо от того, благосклонны эти законы к таким бракам и детям или нет. Этим право проникает в сферу внебрачных союзов и признает, что их действие имеет важные последствия.

Регулирование правом внебрачных отношений идет по следующим основным направлениям:

Право регулирует отношения детей, рожденных вне брака, с их внебрачными родителями;

Право разъясняет некоторые вопросы личных и имущественных интересов, а также отношения внебрачных партнеров;

Не пытаясь сделать внебрачные союзы в принципе невозможными, право налагает запреты в тех случаях, когда внебрачный союз может иметь вредные биологические и социальные последствия.

Социологи выделяют две основные группы этих последствий:

Запреты, связанные с личностью партнера, то есть с его возрастом, родством или физическим и душевным состоянием;

Запреты, касающиеся характера возникновения внебрачного союза.

Внебрачные союзы можно классифицировать по различным основаниям. Югославский социолог М. Босанц приводит достаточно подробную классификацию внебрачных семей:

по субъективным признакам партнера:

а)возраст - внебрачный союз могут организовать два совершеннолетних лица,

б)гражданское состояние - ни один из партнеров не состоит в браке; оба партнера состоят в браке, но не друг с другом; один из партнеров состоит в браке с третьим лицом, а другой не состоит в браке;

По признакам публичности внебрачные семьи можно подразделить на анонимные и неанонимные. Анонимными являются те внебрачные семьи, которые по различным причинам скрываются внебрачными партнерами от общественной среды. С социальной точки зрения такие союзы наиболее нежелательны. Неанонимными внебрачными семьями являются те, в которых мужчина и женщина не скрывают вступление в данные отношения перед общественной средой;

По продолжительности: случайные, короткосрочные связи; временные внебрачные семьи и конкубинат. Случайные кратковременные связи не являются в полном смысле внебрачной семьей, потому что не выполняют целый ряд функций, принадлежащих семье. Эти связи чаще всего анонимны, являются часто непредвиденными и неожиданными источниками внебрачной рождаемости. Для общества эти связи крайне нежелательны. Временные внебрачные семьи - это те союзы, которые длятся некоторое время и, как правило, неанонимны. Иногда они ограничиваются обещаниями брака, а иногда завершаются его заключением. Это фаза предбрачной половой жизни, которая все чаще встречается в современном обществе. Конкубинат (название это существует со времен римского права) - это длительная связь или длительное время существующая внебрачная семья, в которой мужчина и женщина не намереваются формально закрепить брак. Среди внебрачных семей конкубинат занимает ведущее место. Это легальные отношения, этически принятые и оправданные мужчиной и женщиной. Конкубинаты часто основываются в зрелые годы партнерами, оставшимися неженатыми по разным причинам. Мужчина и женщина в такой семье имеют жизненный опыт, помогающий избегать острых конфликтов, которые часто потрясают и разрушают брачные и внебрачные союзы молодых людей.

С позиции общественных интересов следует отличать те внебрачные семьи, партнеры которых имели детей в другой семье, и имеющие детей в данной семье.

В целом необходимо учитывать, что внебрачная семья - это факт реальной жизни, с которым следует считаться.

Заключение

И так, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья - единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Что касается мотивов, то тут остается только надеется, что в настоящее время современная молодежь будет полагаться только на искренние чувства и интуицию в выборе спутника жизни. Тем самым укрепив свой жизненный потенциал, каждая семья вступившая в брак по любви, сыграет значительную роль в демографической обстановке страны.

Библиографический список

1.Кравченко А.И. «Социология для экономистов» Учебное пособие для вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2001.-336с.

2.Кравченко А.И. «Социология» Учебник для студенческих вузов.- Москва «Академический проект», «Логос» 1996г., 416с.

3.Радульин А.А., Радульин К.А. «Социология» курс лекций.- Москва, Центр, 1997г., 308с.

4.Тощенко Ж.Т. «Социология. Общий курс» - М.: Промитей, ЮРОЙТ 2 изд. 1999г., 512 ст.

5.Фролов С.С. «Социология»: Учебник для высших учебных заведений, переработан и дополнен. М.-Изд. Корпорация «Логос» 1996г. - 360с.

6.Эфендиев А.Г. «Общая социология» уч. пособие - Москва: ИНФРА - М., 2004, 654с.

Семья строится в основном на брачных отношениях. Социологи исследуют: мотивы вступления в брак ... мотивы вступления молодых людей в брак . Мотивами брачно-семейных отношений являются: социальные мотивы , психологические и экономические мотивы . Современная семья ...

  • Семья и брак (7)

    Реферат >> Социология

    20 Проблема лидерства в семье . 23 Развод: мотивы , причины и поводы. 25 ... удаётся. Даже после вступления в брак 60% молодых семей живут с родителями одного... необходимость дополнительного заработка для семьи остаётся основным мотивом трудоустройства для 80% ...

  • Слайд 2

    Взаимная любовь Юноша и девушка с детства испытывают симпатию друг к другу, их чувства проверены временем, а в глазах родственников и знакомых они давно считаются сложившейся парой. В этом случае ничто не мешает им заключить брак по достижении совершеннолетия. Разумеется, они могут и не спешить с этим, отложив женитьбу на несколько лет, чтобы определиться в жизни, стать самостоятельными и только после этого создать семью. Или молодые люди познакомились недавно, полюбили друг друга и через некоторое время собрались подавать заявление в ЗАГС. Но он (или она) - «единственное чадо» в семье, которого любили и лелеяли с самого рождения, и родители, безусловно, желая своему ребенку счастья, могут оказаться против его выбора. При этом они в состоянии в значительной степени повлиять на отношение молодых людей друг к другу, особенно если они являются непререкаемым авторитетом для своего ребенка.Но любовь - очень сильное чувство, и после общения с любимым человеком снова предпринимается попытка оформить отношения. В такой ситуации решение о браке может приниматься и откладываться до бесконечности, психологически выматывая всех участников конфликта.

    Слайд 3

    Слайд 4

    Обстоятельства. В жизни часто возникают обстоятельства, при которых принимается решение о необходимости оформления отношений. Это решение может диктоваться соображениями нравственного порядка, корыстью и семейными обстоятельствами. Порядочный мужчина, еще не обремененный узами брака, обязан сделать предложение женщине, которая ждет от него ребенка. Последнее слово в такой ситуации остается за женщиной. Прекрасно сознавая, что тот человек не испытывает ответных чувств, он ничего не требует взамен. Нередко предложение руки и сердца делается с корыстными целями. Причем корысть может преследоваться как делающим предложение, так и принимающим его. Чтобы удержать около себя любимого человека, любящий идет на любые ухищрения. В такой ситуации царит эгоизм чистой воды.

    Слайд 5

    Улучшение материального положения. Решение о вступлении в брак с нелюбимым человеком может быть обусловлено жела­нием повысить свой жизненный уровень. Обыч­но в таком тандеме один получает деньги, вто­рой - весьма привлекательного партнера для брака, как бы подтверждающего своей красо­той финансовое положение второго.Подобное решение может приниматься также для поправки финансового положения семьи. Человек сознательно приносит себя в жертву, освобождая родных от «лишнего рта» или рассчитывая помогать им материально из бюджета новой семьи. Благодарность человеку, помогшему в трудную минуту, может со време­нем перерасти в любовь.

    Слайд 6

    Традиции. На Кавказе и во многих восточных странах мнения жениха и невесты при заключении брака не только не учитываются, но и попросту игнорируется. Но самое удивительное, что против подобного диктата родителей молодые не оченьто и протестуют, ведь это дань много­вековым традициям. Решение о браке принимается ближайшими родственниками, иногда даже до рождения будущих супругов. Это может быть нужно для примирения враждующих семей, сохранения «чистоты крови» или повышения социального статуса.

    Слайд 7

    Слайд 8

    Безысходность. Во многих семьях существует лидер, определяющий семейную политику. Это может быть тиран, приказы которого должны выполняться беспрекословно, зануда, своими нравоучениями доводящий всех до «белого каления», или аферист, периодически ввергающий семью в долговую яму претворением в жизнь своих и чужих сомнительных проектов. У детей в таких семьях возникает вполне естественное желание покинуть родственников как можно быстрее и видеться с ними как можно реже. В подобных ситуациях решаются даже на брак с нелюбимым человеком, лишь бы только уехать из дома. Если у будущего супруга есть отдельная квартира или комната, то шаг к соз­данию новой семьи делается еще быстрее.

    Слайд 9

    Одиночество. Одиночество противно человеческой натуре, человеку свойственно желание найти свою вторую половинку, способную разделить и радость, и печаль. Одни решают повторно вступить в брак в зрелом возрасте, после смерти супруга (супруги), другие - для создания новой полноценной семьи после неудачной предыдущей попытки. Именно одиночество толкает человека на такой поступок, надеждой заживляя «ожоги» от прошлых несчастий и неудач. Часто это делается ради ребенка, чтобы дать ему возможность расти в полной семье.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Подражание. Человек, не имеющий собственного мнения, чтобы в глазах окружающих выглядеть личностью самодостаточной, стремится подражать другим. И даже к вопросу о создании брака он подходит именно с этих позиций «Все создают семью, так почему мне не сделать то же самое?» Встретятся два таких «подражателя», при­мут решение заключить брак (просто потому, что все так делают) и серенько, ни от кого не от­личаясь, проживут всю жизнь. Но это, разумеет­ся, в лучшем случае. В худшем же такие люди, даже вступив в брак, остаются друг для друга абсолютно чужими, а стало быть, ни о каком взаимопонимании, уважении и тем более любви и речи быть не может. Неудивительно, что вся эта затея обречена на провал. Некоторые «подражатели» остаются на всю жизнь холостяками, причем вовсе не потому, что такова их жизненная позиция, а из-за того, что в их окружении достаточно много одиноких людей, которым они, собственно, и подражают.

    Слайд 12

    Амбиции. Совеем другое дело - амбиции. Амбициоз­ные люди решаются на брак только после того, как достигнут цели, которую поставили перед собой сами или которую определил для них любимый человек. Причем иногда процесс достижения цели так увлекает их, что сама цель в результате становится неинтересной. Упрямство. Если в человеке силен дух противоречия и он с детства делает все наперекор родителям и друзьям, то и в зрелом возрасте он будет принимать решение вопреки чьим-то советам.

    Слайд 13

    Слайд 14

    Безрассудство. Безрассудные решения о создании семьи часто возникают из-за неожиданно вспыхнувшей страсти между мужчиной и женщиной. Решение соединиться узами брака в таких случаях, как правило, основано на сек­суальных ощущениях («она мне подходит «от» и «до»). Позже может наступить разочарование, потому что физической совместимости оказывается недостаточно для создания семьи. Подобные браки редко оказываются продолжительными. Обида. После ссоры с любимым (любимой), назло ему или от обиды, человек может решиться на брак с кем-то другим. Но злость на любимого человека может обернуться ненавистью к супругу (супруге) и иметь трагические последствия. Нередко после примирения любящих сторон или осознания ошибки подобные помолвки или браки расторгаются.

    Слайд 15

    Самоутверждение. Порой, создавая семью, человек движим желанием самоутвердиться. Он считает, что только такое решение избавит его от психологического (физического) давления окружающих. После вступления в брак для него возможны 3 варианта: 1. Он не сможет занять главенствующую роль в семье и, оставшись на второстепенных ролях, ничего в своей жизни не изменит. После такой неудачи он смирится и проживет «счастливой» семейной жизнью долгие годы. 2. Он займет главенствующую роль в семье. Но, получив официальное право на лидерство, станет тираном или занудой, подавляющим своим «авторитетом» всех домашних. 3. Если семья была создана по обоюдной любви, у человека могут «распрямиться крылья». и он реализует свой духовный и физический потенциал. . Жалость. Жалость никогда не заменит любви. Реше­ние о вступлении в брак в таком случае принимается из жалости к любящему челове­ку. При этом жалеющий «разрывается» между жалостью и здравым смыслом, в связи с чем бракосочетание может постоянно отклады­ваться.

    Слайд 16

    Слайд 17

    Собственники. Естъ люди, которые всю жизнь пользуются только своей тарелкой, своей ложкой, своей чашкой. Они вступают в брак, чтобы обзавестись очередной «собственностью». В данном случае решение о создании семьи принимается один раз и на всю жизнь. Любовь здесь вообще не играет никакой роли. Экстремалы. Есть люди, которым в жизни постоянно не хватает впечатлений, как положительных, так и отрицательных. Для них вступление в брак может быть сродни очередному приключению. По той же причине они могут принять и решение о разводе

    Посмотреть все слайды