У ребенка плохая память: причины и что делать. Плохая память у ребенка. Что делать

Не стоит сразу делать выводы, что у ваш ребенок ленивый или вообще неспособный. Попытайтесь спокойно разобраться, в чем же состоит проблема и принять действительно нужные меры.

В первую очередь, внимательно проанализируйте, насколько загружен ваш ребенок. Примите во внимание всё – школьные занятия, домашние задания, всевозможные кружки, чтение, просмотр телевизионных программ (они тоже очень утомляют). А теперь подумайте, сколько времени ребенок отдыхает, бывает на свежем воздухе, как он питается, есть ли у него строгий распорядок дня, высыпается ли он.

Наши дети устают точно так же, как и взрослые. И усталость имеет способность накапливаться, а отсутствие правильного питания, здорового образа жизни, режима труда и отдыха плюс чрезмерная нагрузка, не дают возможности ребенку восстанавливаться за время ночного сна. Как результат – рассеянность, неумение сконцентрировать внимание, трудности в школе, раздражительность, капризы и прочее.

Решение этой проблемы лежит на поверхности – приведите в норму распорядок дня вашего ребенка, контролируйте его, и в скором времени вы увидите заметные изменения. А в трудных случаях обязательно обратитесь к врачу, чтобы не углублять стрессовую ситуацию.

Но случается, что проблемы школьной неуспеваемости в другом – в нетренированной памяти. И это решаемо, если родители серьезно займутся развитием памяти своего ребенка, причем, не упрекая и заставляя его, а помогая и развивая.

Вы заметили, что ваш ребенок с трудом выражает свои мысли, когда пытается вам что-то рассказать – у него не хватает слов, он перескакивает с события на событие и не доводит мысль до конца? Если у ребенка плохо развита речь, то он неизбежно будет и плохо запоминать.

Чтобы развить речь у детей, с ними нужно разговаривать и делать это, как можно чаще. Расспрашивайте своего ребенка о школьных делах, задавайте уточняющие вопросы, не обрывайте его попытки вам что-то объяснить – дослушивайте до конца. Ответы на ваши вопросы о деталях происшедшего заставляют активизироваться участки мозга, отвечающие за память, заставляют их работать. Чем больше подробностей вы спрашиваете, тем сильнее ребенок напрягает и, тем самым, тренирует свою память.

Старайтесь заучивать стихи и делайте это вместе с ребенком каждый день. Начните с простых четверостиший и постепенно увеличивайте размер выученных стихов. Очень полезно учить иностранные слова и фразы. Ежедневно ребенок должен выучить 2-3 новые фразы или несколько новых слов. Но при этом не забывайте то, что вы уже выучили - повторяйте и его тоже, так как это очень важно.

Развивайте у ребенка ассоциативную память. Для этого, в разговорах с ним обращайте его внимание на частности: цвет, запах, отдельные предметы, их описание, размеры. Так вы развиваете образы, а они запоминаются легче. Тут все может идти в ход – большая снежная баба во дворе, запах свежего хлеба из булочной, начало снегопада и пр. Сопоставляя разные события, особенности предметов, запахи, ребенок тоже тренирует память и учится связывать различные факты в единое целое. (Например, снегопад начался, когда вы шли мимо булочной, где пахло вкусным свежим хлебом, а рядом дети слепили большую снежную бабу с морковкой вместо носа.)

Образное мышление тоже поможет ребенку лучше запоминать стихи. Гораздо быстрее строчки уложатся в памяти, если ребенок понимает и представляет, о чем идет речь. И вы должны объяснить ему, что значит то или иное слово или действие, о чем именно рассказывает стихотворение. Представляя еле-еле бредущую по свежевыпавшему снегу лошадку, строчки «… Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь…» у ребенка отпечатаются в памяти гораздо быстрее, чем при бездумном тупом повторении.

Важно не забывать и о зрительной памяти. Ее развитию могут помочь мысленно нарисованные картинки, которые ребенок представляет при заучивании текстов. Кроме того, важно научить малыша обращать внимание на сам вид текста – как и где на странице расположено стихотворение в учебнике, какие картинки находятся рядом, какого цвета буквы и пр. Вспомнив расположение правила в учебник, ребенок автоматически будет вспоминать и текст.

Безусловно, тренировки памяти у детей – процесс длительный и трудоемкий, требующий и времени, и усилий, и, самое главное – систематичности. Но не пускайте все на самотек, если вы не займетесь вашим ребенком сейчас, когда школьные занятия еще несложные и небольшие по объему. Иначе дальше вы столкнетесь с гораздо большими проблемами, в которых вина собственно ребенка будет невелика.

Привет! С вами Екатерина! В прошлой статье я вам рассказала о том, к каким опасным последствиям может привести . Сейчас я отвечу на больной вопрос, с которым сталкиваются многие родители. Сегодня я постараюсь ответить на вопрос: что делать если у ребенка плохая память?

Учите и запоминайте играючи! Огромная коллекция кейс — уроков разных возрастов — узнать подробнее

Дети очень активны, они изучают окружающий мир и впитывают всю информацию, как губки. Но вокруг так много нового и интересного, что они просто не успевают отфильтровать и сохранить увиденное и услышанное. С возрастом эта проблема усугубляется и если первые признаки появились, например, в 4 года, то в 7 лет недостаток внимания может серьезно портить умственное развитие. Ведь когда ребенок идет в школу, поток информации увеличивается, нужно много запоминать. Поэтому так важно знать, что делать если у ребенка нет памяти.

Чтобы удостовериться в наличии проблемы, ответьте на следующие вопросы:

  • У него хорошие отношения с ровесниками.
  • Не отвечает на прямо поставленный вопрос.
  • Выглядит невнимательным.
  • Трудно выполнять что-то по инструкции.
  • Не может сделать сложное задание.
  • Работа, где нужно сохранять и обрабатывать информацию, дается нелегко.

Если на большинство из них вы дали утвердительные ответы, то у вашего ребенка есть проблема.

Причины плохой памяти и методы борьбы с ними

Невроз


Заболевание может возникнуть как в один год, так и в 14-летнем возрасте. Невроз поражает головной мозг и нервную систему. Ребенку сложно понять происходящее вокруг, ему плохо дается запоминание. Врач может назначить специальные упражнения и лечение. Но если в 5 лет еще можно обойтись одними упражнениями, то в 12 – требуется и медикаментозная терапия.

Наследственность


Интеллектуальные способности передаются детям от родителей. Если помните, что в детстве вы тоже плохо все запоминали, то у ребенка могут быть те же проблемы. Поэтому с детства старайтесь играть с малышом в логические игры, водите его в группы раннего развития, где в игровой форме специалист будет тренировать память.

Недосып


Эта причина более распространена с 6-8 лет, когда ребенок идет в школу и у него не хватает времени на сон. Важно наладить режим отдыха и активности, спать минимум 8 часов. Если у него проблемы с засыпанием, делайте ванны с успокаивающими травами. Также проследите, чтобы на ночь ребенок не смотрел много мультфильмов, не играл в компьютерные игры и снизил физическую активность. Выстройте процедуру отхождения ко сну, чтобы мозг малыша реагировал на привычные сигналы и запускал режим отдыха. Главным ритуалом засыпания должно стать чтение книги. В 9 лет ребенок уже может утром пересказывать прочитанное и анализировать текст с точки зрения правильно или нет, а как в жизни, что будет дальше и т.д. Это станет отличной тренировкой памяти.

Гиперактивность


Данная проблема актуальна с 3-х и ориентировочно до 10 лет. Это распространенное состояние центральной нервной системы. Из-за того, что ребенку просто сложно усидеть на одном месте, он постоянно отвлекается на что-то, и возникают проблемы с запоминанием. Обычно неврологи советуют больше заниматься зрительной памятью – элементарно можно попросить ребенка запомнить дорогу к школе или саду и во время следующего похода туда подсказывать дорогу. Или уже дома задавать ему вопросы о том, что он видел по пути домой. Кроме того, уделяйте чаду больше внимания и отдайте его в спортивные кружки. Также педиатр или невролог может назначить ребенку специальные медикаменты, но это крайняя мера.

Отсутствие тренировок


Если у ребенка совсем плохая память, то вы ее вообще не тренируете. Мозг, как и тело, тоже нужно постоянно развивать. В раннем возрасте эту проблему помогут решить логические игры и кружки раннего развития, а в школьном — можно подключать математические задачи и учить стихи наизусть.

Питание


Правильно составьте рацион, чтобы он был полноценным и сбалансированным. Начините принимать витамины (особенно зимой и весной). Так мозг будет получать максимум энергии для запоминания поступающей информации.

Отсутствие интереса


Не знаете, почему у ребенка может быть плохая память? Может, ему просто неинтересно. У взрослого человека важная информация попадает в долгосрочную память, а все остальное оказывается в краткосрочной и быстро оттуда исчезает. Поэтому малыша важно заинтересовать познанием нового, изучением чего-либо. Здесь на помощь всегда придет игровая форма и поощрения.

Перебор информации


Может, вы просто слишком нагружаете своего ребенка? В современном мире так модно отдавать свое чадо на множество кружков, что у него просто не остается времени на игры. Оставьте только самые важные занятия и разгрузите график, чтобы детский мозг успевал перерабатывать полученную за день информацию.

Переутомление

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

У ребенка плохая память встречается чаще при наличии каких-либо заболеваний. Если эта проблема появилась в раннем возрасте, то следует принять меры, так как проблема будет усугубляться и у малыша возникнуть трудности с обучением.

Как формируется память у детей

Размышлять о памяти ребенка можно только в возрасте девяти месяцев. До этого момента родители замечают, что стоит им убрать игрушку, как интерес малыша к ней сразу пропадает. Он не ищет ее и постепенно забывает о ней. Но, когда ему исполнится 9 месяцев, малыш уже будет пытаться обнаружить пропавшую вещь. Это свидетельствует о появлении памяти.

Именно с этого возраста начинает появляться способность к запоминанию. И постепенно память все больше развивается.

Особенности памяти в детском возрасте

Дети обладают синкретичной памятью, то есть, они способны воспринимать мир в полном объеме, не разрывая эмоции с образами и предметами. Полученные впечатления у детей гораздо ярче, поэтому они надолго запоминают разные события.

В результате неразрывности союза эмоций и событий, дети обладают лучшей способностью к запоминанию.

Чтобы память в дальнейшем была развитой, рекомендуют укреплять ее с ранних лет. Благодаря получению большого количества информации у детей формируется восприятие и мировоззрение, которое сопровождает их на протяжении всей жизни.

Причины плохой памяти у ребенка

Заметить, что сын или дочка плохо запоминают, родители могут в дошкольном возрасте. В этот период малышей начинают готовить к школе, где они должны запоминать новый материал, получать образование. В такой ситуации родители волнуются за детей, что не лишено оснований. В дальнейшей жизни эта проблема способна нанести вред малышу. Он начнет отставать в обучении и развитии, страдать от насмешек сверстников, что повышает вероятность психических расстройств.

Почему память у ребенка плохая, волнует всех родителей. Это состояние может быть связано с:

  1. Усталостью. Если ребенок мало спит, отсутствует распорядок дня, то у него могут возникнуть проблемы с памятью.
  2. Изменением памяти. В возрасте 4-6 лет происходит изменение процесса запоминания. У ребенка появляются способности в управлении памятью. Запоминание опирается не только на восприятие и обретает больше смысла.
  3. Отсутствием интереса к происходящему и мотивации. Ребенок запоминает событие только, если у него для этого был мотив или стимул. Например, малыш услышал шутку и заметил, что она вызывает радостные эмоции у окружающих. Поэтому он запоминает ее, чтобы пересказать другим. Если информация важна, но у детей не появляется к ней интереса, родители должны создать стимул. Пытаться мотивировать ребенка страхом не следует, так как это не способствует эффективному развитию памяти.
  4. Чрезмерными нагрузками. Если в жизни дошкольника присутствует чрезмерное количество развивающих и обучающих занятий, то это негативно отразится на состоянии памяти. При этом снижается запоминание и пропадает интерес.
  5. Психологическими травмами. Событие, которое травмировало психику ребенка, могло произойти в прошлом.
  6. Стрессами. Во время переездов, семейных конфликтов, развода родителей и в других ситуациях ребенок переживает стресс. Это негативно отражается на всем организме. В том числе и на состоянии памяти. В этом случае необходимо обратиться к психологу.
  7. Заболеваниями. Нарушение памяти связано с развитием патологического процесса в организме. Это происходит при неврологических и отоларингологических болезнях, если ребенка беспокоят какие-то боли.
  8. Плохой тренировкой памяти. Если родители контролируют распорядок дня и питание ребенка, но все равно наблюдаются проблемы. Это может быть связано с недостаточной ее тренировкой. Ситуацию можно быстро исправить, если начать регулярно заниматься. Особенно, родители беспокоятся, если одновременно с плохой памятью наблюдаются проблемы с речью. Важно срочно обратиться к неврологу и обследовать малыша.
  9. Неправильным питанием. Если в развивающийся организм не поступает достаточное количество полезных компонентов, то возникают различные нарушения. От недостатка и питательных компонентов больше всего страдает головной мозг.

Игнорировать проблему нельзя, так как ухудшение памяти возникает при заболеваниях. Нужно провести обследование, выяснить причину проблемы и определить эффективные методы улучшения ситуации. Нарушение памяти связано с:

  • недостаточным уровнем йода в организме;
  • высоким уровнем гормонов;
  • отравлением организма;
  • депрессивными состояниями.

Родителям, обнаружившим, что у ребенка 5 лет плохая память, следует не выказывать свое беспокойство. Он не должен знать о страхах и выводах мамы с папой. Не стоит напоминать ему о проблемах. Лучше предложить специальное упражнение, развивающую игру, записать ребенка на подготовительные занятия для дошкольников. Но это все предпринимают только после исключения всех возможных патологий.

У детей наблюдают ученическую рассеянность и плохую память. Это связано с высокой активностью. Во время стремительного роста увеличение размера костной ткани не успевает справляться с развитием мозга.

По этой причине может наблюдаться плохая память у подростка. Это касается мальчиков, которые за лето вырастают на 10 сантиметров. Они страдают от головных болей, высокого внутричерепного давления. Эти неприятные ощущения не дают сосредотачиваться и успешно усваивать новую информацию.

Современные школьники получают слишком много информации. Поэтому причиной рассеянности и плохой памяти иногда выступает учитель или равнодушные родители.

Если мама не помогает ребенку решить задачу, а только кричит на него, то он станет еще более невнимательным и рассеянным. Наказаниями нельзя добиться улучшения.

Методы лечения

Когда у ребенка плохая память, что делать? Этот вопрос волнует всех родителей. Важно оградить малыша от перегрузок, которые приводят к рассеиванию внимания.

Для профилактики проблем тренировки начинают еще с раннего возраста. Для этого нужно разучивать стихи, песни, читать сказки и рассказы. Рекомендуют использовать сказки, в которых много раз повторяются слова и фразы. Благодаря этому ребенок зафиксирует их в памяти.

Когда малыш начинает сам рассказывать стихи, взрослые должны хвалить его, так как успех положительно влияет на детей, и они начинают стремиться снова получить похвалу.

Важно общаться с детьми, обсуждать разные темы и спрашивать о проведенном дне.

Тренировки включают игры. Каждый день нужно играть с малышом, проводить время интересно.

Существуют также и внимание для детей. Назначать их должен только врач. Обычно используют лекарства вроде Ноотропила, Пирацетама, Аминалона.

Больше внимания следует уделять питанию. Организм должен получать достаточное количество питательных веществ и витаминов. Важно избегать жирных продуктов, избыточного потребления сахара.

Для успешного запоминания информации, устранения рассеянности, следует улучшить снабжение головного мозга кислородом. Этого добиваются танцами, спортом, гимнастикой. Ежедневные прогулки, легкие гимнастические упражнения, позволят улучшить состояние здоровья ребенка.

Дети должны регулярно гулять на свежем воздухе. На улице нужно проводить не менее четырех часов. Если погода плохая откладывать прогулки не следует. Благодаря здоровому образу жизни можно значительно улучшить способности к запоминанию.

Как работать с маленькими детьми с плохой памятью, родителям объяснит психолог. Простой игрой для является запоминание знакомых малышу предметов. Перед ним раскладывают предметы, похожего размера и рассматривают их вместе несколько минут. После этого родители убирают одни предмет и просят ребенка вспомнить, чего не хватает.

Постепенно игру усложняют. Для этого он не только определяет пропавший предмет, но и определяет его местонахождения.

Существуют специализированные игры для тренировки памяти. Одна из них называется «Мемори». В нее входят карточки с изображением знакомых детям персонажей из мультиков. Малыш запоминает увиденное.

Тренировать память очень трудно. На быстрый успех рассчитывать не придется. В отдельных случаях причины плохой памяти это неврологические патологии. Определить их наличие или отсутствие врач сможет в ходе беседы с родителями и маленьким пациентом. Если есть показания, назначают лабораторные и инструментальные методы, на основании которых и подбирают лечение.

Нарушение памяти у ребенка может происходить по ряду причин. Для того, чтобы понять, как бороться с ним, необходимо выявить причину. Для начала определяется степень проблемы, затем ставиться диагноз опытным специалистом, после чего приступают к лечению ребенка.

Проблемы с памятью у ребенка

Проблемы с памятью у ребенка могут проявляться по-разному: попросили что-то сделать, он не сделал, но сослался на то, что забыл; не может рассказать о событиях дня; не помнить банальные детали. Для начала поймите, существует ли проблема. Нет ли у родителя и ребенка диссонанса. Одним из базовых советов из сферы воспитания будет воспринимать признание ребенка, как истину. В наше время к маленькому человеку учат прислушиваться, не махая рукой на то, что его волнует.

Проблему с памятью у ребенка: что делать?

При выявлении серьезных проблем у ребенка с памятью, необходимо обратиться к опытному врачу – педиатру, а затем по направлению к неврологу или невропатологу. С помощью специальных тестов врач определит, есть ли проблема и расскажет о дальнейшем лечении.

Определение проблемы по портрету (разработан Трэйси Алауей)

  • Сложно сконцентрироваться;
  • Невнимательность;
  • Потерянность при выполнении сложных задач;
  • Проблемы с обработкой и хранением информации (в задачах);
  • Не может ответить на прямые вопросы;
  • Наличие нормальных отношений с ровесниками;

Почему у ребенка проблемы с памятью?

Причинами плохо памяти и развивающихся проблем могут быть такие факторы, как: наследственность, плохое питание, нарушение образа жизни (фаза сна и бодрствования), нехватка развивающих заданий, переутомление.

Как бороться с кратковременной памятью у детей?

После посещения врача, который поставит точный диагноз и распишет, как бороться с кратковременной памятью у детей – основное лечение, — можно использовать и домашние методы лечения. Они заключаются в нормализации системы питания, отдыха, игр на развитие.

Питание для улучшения памяти ребенка:

  • Рыба;
  • Мясо;
  • Яйца;
  • Фрукты;
  • Овощи;

Исключить:

  • Газировку;
  • Сладости;
  • Жевачка;
  • Фабричное печенье;
  • Снеки;

В обязательном порядке для стимуляции памяти нужно ввести в рацион питания чернику – она благотворно воздействует на работу мозга. Минимальная порция с учетом отсутствия аллергии – 1 стакан в 3-5 недель.

Физические упражнения для ребенка: необходимо больше гулять с ребенком на свежем воздухе, выполнять хотя бы базовую физическую активность, но лучше отдать в секцию. Спорт – отличный стимулятор всех обменных процессов в организме, а также активатор работы мозга.

Упражнения на повтор и запоминание помогут в домашних условиях бороться с кратковременной памятью у детей. Психологи рекомендуют читать сказки и напевать песенки, разучивать стихи. Ниже прилагаются варианты заданий на развитие памяти. Также более детально об этом расскажет детский невролог.


Главное – это позитивный настрой и уверенность в том, что методика даст результаты. Ни в коем случае не показывайте ребенку, что временные трудности с памятью очень серьезны – он может замкнуться, а лечение пойти в обратном направлении.

(Пока оценок нету)

Ребенок забывает дома тетради и учебники, хотя собирался с вечера и никуда не спешил? Вы послали его за хлебом, а он купил шоколадку? Он не помнит, что проходили сегодня в школе?

Плохая память у ребенка — что делать?

Не спешите обвинять сына или дочь в лени или нежелании учиться. Возможно во всем виновата плохая память у ребенка, и на это есть вполне объективные причины. Чтобы определиться, как улучшить память, необходимо разобраться в причинах этого нарушения:

Пора на обед!

Одна из причин ухудшения памяти у ребенка очевидна -неправильное питание. Если Ваш сын на завтрак съест бутерброд, в школе перекусит шоколадным батончиком с «Колой», а в обед «угостит» свой желудок чипсами перед прогулкой, в этом случае даже полноценный вечерний ужин в компании с родителями не поможет делу.

Несбалансированное питание, отсутствие нужных растущему организму витаминов, микроэлементов и других полезных веществ в период становления может привести к плачевным результатам.

Что делать : именно в детстве закладывается основа всего в организме. Недополученное в детстве уже не наверстать во взрослом состоянии. Поэтому обратите пристальное внимание на то, чем Ваш ребенок питается, поговорите с классным руководителем, чтобы она последила, чтобы ребенок обязательно получал завтрак в школьной столовой. Дети обязательно должны обедать в школе и не печеньем, а полноценным горячим блюдом . И никаких диет, которым подвержены девочки в подростковом возрасте. Любые ограничения в питании губительны в том числе и для памяти.


Режим дня

Невнимательность, нарушение концентрации, ухудшение памяти может быть связано с неправильным режимом дня:

  1. ребенок допоздна сидит у телевизора или за компьютером;
  2. мало спит;
  3. не отдыхает днем;
  4. поздно заканчивает делать уроки.

Неправильное соотношение между отдыхом и нагрузкой может привести к перенапряжению, и ребенок просто перестанет воспринимать необходимый ему в его возрасте объем информации.

Что делать : постарайтесь соблюдать установленный режим дня. Привлеките к его составлению Вашего ребенка, пусть он добавит в него те занятия, которые он считает важными. Сделайте плакат и повешайте на видное место.

Электронное зло

Еще никому не помогало бесконтрольное использование электронных средств мобильных телефонов, компьютеров, планшетов. Зачем ребенку тренировать память, запоминать что-то, если он, весь увешанный гаджетами, всю нужную информацию за одну минуту может найти в Интернете. Вот Вам и еще один источник беспамятства современных детей — компьютеризация нашей жизни.

Что делать: попробуйте отвлечь ребенка от его персонального электронного друга: поговорите с ним, расскажите историю из жизни Вашей семьи, поделитесь знаниями по истории, предложите вместе почитать, а потом обсудить книгу, сходите вместе в музей, где ребенок получит новую для себя информацию. Разумеется, если рассказчиком будет мама или папа, которых ребенок так редко видит, он запомнит все гораздо быстрее.

Жвачка для беспамятства

Современные ученые порой приходят к совершенно неожиданным результатам в своих исследованиях. Оказывается, ухудшает память… жевательная резинка. Психологи Кардиффского университета в Англии доказали, что жвачка вредит кратковременной памяти.

Жевание резинки — это монотонное однообразное рефлекторное движение. Но из-за этого человек не может сосредоточиться на чем-то важном. Причем это относится как к детям, так и к взрослым. Человек становится рассеянным и не помнит, что делал минуту назад. Сами посудите, Вашему чаду не видать пятерки, если всю контрольную он будет концентрироваться на жевании, а не заниматься решением примеров.