Физическое и психическое развитие детей. Физическое, половое и нервно-психическое развитие детей. Девятый месяц жизни

дипломная работа

1.1 Психическое и физическое развитие ребенка 3-х лет

За год до 2-3 лет ребенок вырастает на 7-8 см. Его вес увеличивается на 2 кг., изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета, совершенствуется ходьба: по сигналу взрослого может изменить направление и ритм ходьбы, увеличивается длина шага, но остаются не согласованными движения рук и ног. Ребенок может кататься в это время на 3 - х колесном велосипеде, подпрыгивать на двух ногах, уверенно ползать, подлезать, бросать мяч вперед и вниз, держа его двумя руками над головой и перед грудью. Совершенствуется мелкая моторика, ребенок может самостоятельно раздеваться, одеваться, завязывать ботинки. В этот период совершенствуется строение внутренних органов. Ребенок становится более устойчивым к заболеваниям.

К 3 годам фактически заканчивается формирование коры больших полушарий головного мозга и ее основных отделов. В дальнейшем идет уже ее специализация и усовершенствование, увеличивается предел работоспособности нервных клеток ребенка, бодрствует подряд 6-6,5 часов. Кора головного мозга лучше контролирует деятельность подкорки и ребенок становится более терпеливым. Быстрее формируются новые условные рефлексы, лучше развиваются тормозные процессы. Ребенок умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям, но по-прежнему у него недостаточно развита подвижность нервных процессов. Малыш плохо реагирует на запреты, ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления.

Восприятие является доминирующей функцией сознания. Этот период является началом развития предметного восприятия. Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше. Ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, ориентируется в физических свойствах предметов: цвет, форма, величина, в числовых и пространственных представлениях: много-мало, далеко-близко. У ребенка развивается память. Он может вспомнить, что было в прошлом году. Воспроизводит в играх действия взрослых, узнает по частям предмет. Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом 15-20 минут. Совершенствуется способность переключать внимание и распределять его. Взрослый моет фокусировать внимание ребенка.

На 3 году жизни мышление из наглядно-действенного становится наглядно-образным. В 3 года у ребенка появляются элементы причинно-следственных связей. Н а 3 году жизни происходит расширение функций речи, развивается способность к обобщениям, формируются элементарные представления о явлениях природы, общественной жизни, труде взрослых, о назначении предмета, пространственных отношениях. Ребенок понимает устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.

Основной из ведущих линий развития на 3 году жизни является речь. Активный словарь к 2 годам - 200-3000 слов, к 3-м годам - 1200-1500 слов. Ребенок начинает говорить сложными предложениями, происходит грамматизация слов, улучшается дикция, появляются вопросы. В 2 года 6 мес. - 3 года ребенок способен действовать в воображаемой ситуации, заменить один предмет другим. К 3 годам способен делать умозаключения, сравнения и глубокие обобщения. На 3 году ребенок учится пользоваться речью, т.е. развивается инициативная речь ребенка. Речь становится саморегулятором поведения в этом возрасте выступает как средство социального общения.

Ребенок играет с сюжетными и дидактическими игрушками, рассматривает картинки, целенаправленно двигается с мячом, выполняет простые просьбы взрослого. Большое место в жизни ребенка занимает сюжетная игра. В 2 года - 2 года 6 месяц преобладает сюжетно-отобразительная игра, 3 года меняется содержание игр. Дети производят в игре последовательные, взаимосвязанные действия, и в игре начинают отражаться социальные отношения. С 2 лет 6 мес. начинает формироваться с/р игра. Ребенок начинает отображать те или иные действия, но при этом сам кого-то изображает. В период от 2,6 - 3 лет дети играют без определенного сюжета. Дети могут играть непрерывно 25-30 минут. На 3 году жизни появляются специфические поведенческие реакции, говорящие о кризисе самоопределения. Идет борьба двух противоречивых тенденций: стремление к автономизации « я сам» и сохранения потребности в защите и эмоциональной близости.

Таким образом, к 3 годам выявляются следующие показатели зрелости ребенка:

* Коммуникативное поведение, формирующее партнерские отношения со сверстниками;

* продолжает развиваться наглядно - образное мышление и сенсорно-моторный интеллект; формируются сенсорные эталоны цвета, формы, размера и происходит ориентация на эти признаки в практической жизни. Появляются первые навыки графико-символической деятельности, элементарный предметный рисунок, но остаются каракули;

* игровая деятельность в виде сюжетной и с/р игры вместе со взрослым. Игровые действия более развернутые. Продолжает развиваться предметно практическая игра, элементарные формы творческого конструирования и игры с дидактической игрушкой.

Именно в этот период ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предыдущим годом.

В этот период у детей совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования (6 - 6,5 часов). У малыша уже легко можно сформировать навыки правильного поведения. На короткое время он может сдержать свои действия, желания. Однако в 3 года малыш еще легко возбуждается, быстро утомляется от разнообразных действий.

Происходит интенсивное нервно-психическое развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3 - 4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов, а также не правильно произносимые слова. Малыш уже употребляет распространенные и сложные слова. «Лиса больше зайчика. Она может его съесть». В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов. Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи - а дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности, не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь, улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; развивается речь и мышление.

Существенно меняется понимание речи окружающих. С ребенком можно уже говорить не только о данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о будущем. Появляются более сложные обобщения. Существенно изменяется воспитательное значение речи. Не смотря на то, что при обучении ведущую роль занимает показ, использование речи, как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает. Словом уже можно прекратить то или иное действие, предупредить отрицательное поведение, вызвать новое действие. Сформировать представления и понятия.

Однако, в этом возрасте, дети не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, их речь остается еще несколько своеобразной. Их правильное произношение звуков еще не закреплено. Многие звуки произносятся еще смягченно. Одни и те же звуки в разных сочетаниях произносятся по разному. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки: р, л, ш, ж, ч, щ. Встречаются замены и пропуски трудных звуков, их перестановка. Однако, дети замечают недостатки произношения звуков у других детей и могут их исправлять. Очень важно, чтобы взрослые, общаясь с детьми, не допускали в своей речи искажение звуков.

На протяжении 3 года ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Он знает уже свойства и назначения многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе Он не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируется в основных пространственных соотношениях. У него формируется начальное представление о количестве.

Происходит дальнейшее сенсорное развитие. Претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность ребенка.

Важным средством сенсорного и общее развитие малыша являются наблюдения. Наблюдая, ребенок в естественных условиях может познакомиться со свойствами предметов, их свойствами, величиной, цветом. Однако, определить их самостоятельно малыш еще не может. Он научился пока только смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать. Поэтому его надо учить выделять свойства предметов. Если малыш, зачем либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное - помочь увидеть в наблюдаемом главное, существенное, ответить на многочисленные вопросы.

Если же малыш не задает вопросов надо его побуждать к этому, создавать соответствующие ситуации.

Деятельность ребенка на 3 году жизни становится сложной и своеобразной: предметная деятельность. Сюжетные игры, наблюдения, рассматривание картинок, элементы трудовой деятельность, игры со строительными материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение для развития умственной деятельности. Новым в развитии ребенка 3 года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель, т.е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.

В этом возрасте ребенок любит заниматься строительным материалом. Он самостоятельно может выполнить довольно сложные постройки: гараж, дорогу, забор и играть с ними. Очень важно иметь несколько разных строительных наборов: строительный набор из различных форм, тематические строительные наборы «Веселый городок», «Ферма», крупные конструкторы «Лего».

Ребенок начинает овладевать совершенно новым видом деятельности - рисование, лепка. Малыш понимает, что при помощи пластилина и карандаша можно что-то изобразить и к концу 3 года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки. В процессе деятельности у ребенка начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и различное поведение. Если мама или папа чем то расстроены, или у них что-то болит ребенок подходит к ним, гладит с выражение сочувствия, заглядывает в глаза проявляет стремление оказать помощь, но возможно и противоположное отношение. Надо помнить, что все положительные формы поведения уже доступны детям этого возраста и их надо формировать.

Характерно для детей этого возраста проявление эстетических чувств, на развитие которых надо обращать особое внимание, особенно полезна классическая музыка в соответствующей обработке «Волшебные голоса природы». Для малышей специально подобраны и аранжированы признанные шедевры классической музыки. Нежные и ласковые мелодии успокоят малыша перед сном, развлекут в течение дня, разовьют музыкальный слух и чувство ритма.

Ребенок рассматривает хорошую картину, замечает красивое в природе, в обстановке, в одежде. Изменяются поводы для эмоциональных переживаний: ребенок радуется сделанной постройки, очень доволен, что помог взрослому, сердится, когда ему мешают играть. Самое главное - помочь малышу в его развитии быть рядом с ним в моменты открытий, научить его познавать мир.

Акселерация у подростков-спортсменов

Б.Г. Ананьев указывал, что часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Случается, что психологический возраст отстает от биологического (инфантильность)...

Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 386 с. (с...

Влияние игры на формирование личности дошкольников в семейном воспитании

Влияние стиля педагогического общения на психическое развитие младшего школьника

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Этот возраст наиболее полно описан в работах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, а также их сотрудников и последователей (Л.И. Айдарова, А.К...

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Воспитание в детских дошкольных учреждениях

Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка, обычно отвечают: «Честным», «До-брым», «Умным», «Хорошим человеком» и т. д. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос таким? Прежде всего -- нужно его любить...

Коррекционная работа при открытой форме ринолалии

Тяжесть нарушений речи у лиц с ринолалией зависит от совокупности структурных и функциональных изменений и в немалой степени - от социально -психических условий развития ребенка. Как правило...

Нарушения двигательной сферы детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психологическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей...

Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения

Во время прохождения практики совместно с воспитателем время, которое ребенок проводит в стенах детского сада, было организовано так, чтобы он не только веселило, радовало, забавляло...

Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка

Врожденные формы психики и поведения Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет...

Развитие детей дошкольного возраста в условиях двуязычия

Обычный случай двуязычной семьи - родители говорят на разных языках. Соблюдая принцип «Одно лицо - один язык», они общаются с ребенком каждый на своем языке. Ребенок начинает понимать, что все вещи в мире могут быть названы либо на языке мамы...

Ринолалия

В структуре дефекта при открытой ринолалии выделяются речевые нарушения, непосредственно связанные с первичным дефектом и вторичное нарушение психических процессов...

Физическое развитие и воспитание ребёнка второго года жизни

Оценивать физическое развитие ребенка нужно не только по массе тела, росту, окружности головы. Груди, но и по телосложению, осанке, размеру стопы. Любые отклонения в состоянии здоровья сказываются на физическом развитии...

Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба

Границы старшего дошкольного возраста определяются исследователями как возраст 5 - 7 лет. Однако в то же время многие дети идут в школу с 6 лет, поэтому возраст 6 - 7 лет одновременно относят и к периоду младшего школьного возраста...

Давая объективную оценку физического развития детей первого года жизни и его психологического состояния, а также для того чтобы отследить динамику физиологического и психоэмоционального развития малыша по месяцам, неонатологи и педиатры оперируют несколькими объективными показателями. Среди них антропометрические данные новорожденного, психомоторные факторы, память, речевой потенциал и скорость мышления.

Показатели развития ребенка первого года жизни: прибавка в весе и росте

Для оценки физического развития детей первого года жизни применяется антропометрия - метод исследования, основанный на измерении и оценке признаков развития ребенка.

Физическое развитие ребенка оценивается путем систематического определения веса, роста, окружности головы, груди, вычисления соотношения этих показателей между собой и сравнения их с возрастными нормами.

Масса тела определяется с помощью медицинских весов утром натощак (лучше без одежды). Для измерения веса ребенка первого года жизни применяются специальные весы.

Рост измеряется с помощью ростомера. Для детей до одного года используют горизонтальный ростомер. При измерении роста ребенка первого года жизни малыша укладывают так, чтобы голова плотно прилегала к головному концу измерителя. Ножки ребенка выпрямляют, нажимая ему на колени, пододвигая в это время передвижную подставку.

Измерение массы тела. Ребенок рождается со средней массой 2800-4000 г.

Нормальная масса тела ребенка первых 6 месяцев жизни определяется по формуле:

Масса при рождении плюс 800, умноженные на число месяцев жизни:

М = Мр + (800 х n).

Во втором полугодии для детей первого года жизни формула прибавки в весе несколько видоизменяется:

М = Мр + (800 х 6) + 400 (n - 6), где М - масса тела; Мр - масса при рождении; n - число месяцев жизни.

Измерение роста. Рост новорожденного равен в среднем 50 см. В первые три месяца жизни он увеличивается на 2 см. С третьего до шестого месяца первого года жизни ребенка рост увеличивается по 2,5 см ежемесячно. С шестого до девятого месяца - по 1,5 см в месяц. С девяти до двенадцати месяцев - по 1 см. Рост ребенка в один год в норме составляет 75 см.

Нормы развития детей первого года жизни: окружность грудной клетки и головы

Говоря о нормах развития детей первого года жизни, обязательно учитывается окружность грудной клетки и головы.

Измерение окружности грудной клетки. Измерение окружности грудной клетки у детей раннего возраста проводится в положении лежа.

Для измерения окружности грудной клетки у детей до года сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, спереди - на околососковые окружности. Измерение проводится дважды: во время вдоха и во время выдоха, учитывается экскурсия грудной клетки.

Норма окружности грудной клетки у детей при рождении составляет 33-34 см, к 6 месяцем она достигает 45 см.

Размеры грудной клетки у детей до 6 месяцев:

ОГ = 45- (2 х n).

После полугода окружность груди равна:

ОГ = 45+ (2×0,5 n), где ОГ - окружность груди; n - число прожитых месяцев.

Измерение окружности головы. Для измерения окружности головы у детей до года сантиметровая лента накладывается на выдающуюся часть затылка, а спереди проходит по надбровным дугам. При рождении окружность головы у ребенка в норме составляет 34-36 см. В 6 месяцев она достигает 43 см, в 8 месяцев - 44 см.

Для определения окружности головы у ребенка до 5 лет берется общее значение в 50 см и на каждый недостающий год вычитается 1 см.

Приведенные выше формулы дают средние показатели физического развития детей в первый год жизни, более точной является оценка по специальным таблицам. Основная задача в этом случае - определить по таблицам, в какой интервал попадают величины измерения. В зависимости от величины этих показателей делается заключение о гармоничности или дисгармоничности развития ребенка.

Характеристика психомоторного и эмоционального развития детей в течение первого года жизни

Динамика психомоторного развития детей первого года жизни дает представление о прогрессировании интеллектуального потенциала и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных качеств и обеспечивающих связь с внешней средой реакций ребенка.

Особенно бурно развивается малыш в первые два года жизни.

Первая неделя жизни.

В течение первой недели жизни ребенок постоянно находится в характерной позе (поза эмбриона): руки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу, пальцы рук сжаты в кулачки; ноги согнуты и чуть отведены в бедрах.

Первый месяц жизни.

Моторное развитие. На первом месяце жизни новорожденный еще сохраняет позу, характерную для внутриутробного периода, это связано с повышенным тонусом конечностей. Развитие моторики у детей первого года жизни в этот период носит рефлекторно-стереотипный характер, движения не взаимосвязаны между собой.

Психоэмоциональное развитие. Для этого возраста свойственно, что любое раздражение быстро приводит к торможению коры головного мозга и, следовательно, засыпанию. Сон в сутки занимает до 20-22 часов. Реакция младенца на окружающий мир определяется безусловными рефлексами: пищевыми, защитными, ориентировочными. Воздействие окружающей среды новорожденный воспринимает через тактильные, звуковые, вкусовые анализаторы. Психическое развитие на первом году жизни в этот период таково, что в ответ на сильное раздражение ребенок реагирует беспокойством, криком, плачем.

Одним из первых формируется пищевой рефлекс. Еще до прикладывания к груди ребенок производит сосательные движения.

Второй месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок в состоянии самостоятельно держать голову, в положении лежа совершает много движений, пытается перевернуться на живот, лежа на животе, высоко поднимается на руках. Младенец тянется к предметам и удерживает их, если вложить их ему в руку. К концу второго месяца кулачки разжимаются, в вертикальном положении (на руках у взрослых) малыш удерживается не менее 30 секунд (может, и не совсем уверенно, немножко покачиваясь, но удерживается). Развитие ребенка первого года жизни в этот период позволяет ему в положении на животе поднимать голову на 10-15 см от стола и удерживать ее 30-60 секунд. Постепенно снижается тонус мышц-сгибателей, и количество произвольных движений становится больше: ребенок может отводить ручки в стороны, поднимать их выше горизонтального уровня.

Психоэмоциональное развитие. Малыш чувствует себя комфортно на руках у матери, он дает о себе знать, когда чувствует дискомфорт, спокойно относится ко всем перемещениям, наблюдая за происходящим вокруг. Он с интересом рассматривает окружающие предметы, тянется к ним, рассматривает свои руки, сосет кулачки, ощупывает живот.

Психическое развитие детей первого года жизни на втором месяце прогрессирует: младенец делает попытки привлечь внимание взрослых, проявляет радость (улыбается), возмущение, заигрывает.

Первые 12 недель для малыша являются критическими: все новое! За это время ребенок обязан адаптироваться к внеутробным условиям жизни. Если это происходит нормально, то к концу критического периода малыш начинает реагировать на блестящий предмет (фиксирует взгляд и следит за предметом одними глазами, без поворота головы), вздрагивает и мигает при резком звуке, лежа на животе, может поворачивать голову к свету.

У ребенка в этом возрасте выделяются 5 промежутков сна, причем два из них длинные, остальные - короткие. Длинный ночной сон, но с перерывами для кормления, продолжается до 10 часов. Обратив пристальное внимание на развитие ребенка в первый год жизни уже в этот период можно определить, будет малыш «совой» или «жаворонком». Последние засыпают в 19-21 час, просыпаются в 6-8 часов, а совы укладываются в 23-1 час, просыпаются в 10-12 часов дня. У младенца возможны проявления повышенной чувствительности к изменению погоды, смене фаз Луны в виде повышенной активности, сонливости, беспричинного плача.

Развитие речи. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, пытается гулить, различает речевые интонации, пытается «разговаривать», повторяя за родителями отдельные звуки.

Третий месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок делает попытки встать с захватом опоры, стоит с поддержкой подмышки (стоит при поддержке за подмышки на выпрямленных ногах не менее 30 секунд), при этом «топчется» ножками. Сидит на руках, пытается перевернуться на спину из положения, лежа на животе, пытается самостоятельно переворачиваться на бок. Ребенок с нормальными показателями развития на первом году жизни уже в этот период лежа на животе, опираясь на предплечья, может приподнять туловище на 10-15 см от стола в течение 30-60 секунд.

Малыш уже в состоянии захватывать руками мелкие предметы. Контакт его с окружающей средой продолжает совершенствоваться: из любого положения ребенок может фиксировать взглядом неподвижный предмет, поворачивает голову на голос мамы, пристально рассматривает ее лицо и игрушку, вложенную ему в руку, тянет игрушку в рот.

Психоэмоциональное развитие. Малыш способен 10-15 минут заниматься самостоятельно. Будучи на руках, знакомится с обстановкой и окружающим миром, следит глазами за перемещающимися предметами. Он изучает свое тело, ощупывает отдельные его части, кусает кулачки.

Плач сопровождается слезами, при обращении к нему ребенок улыбается или смеется, понимает интонацию голосов окружающих, заигрывает с ними, строит гримасы. Он знает близких в лицо, настороженно относится к посторонним, при их виде может даже заплакать. Психологическое развитие ребенка первого года жизни уже в этом возрасте позволяет грудничку отдельными звуками дать знать обо всех своих потребностях: малыш начинает плакать, когда хочет есть, спать, когда у него что-то болит, начинает гулить, если ему требуется общение.

К этому времени упорядочивается количество кормлений, появляется длительный ночной перерыв между ними; во время кормлений ребенок охватывает руками грудь матери или рожок.

Ночной сон продолжается 9-10 часов. Дневной сон становится 3-4-разовым, 2 раза он спит по 1-2 часа, короткий сон не превышает 20-40 минут.

У малыша может наблюдаться реакция на изменение метеоусловий в виде беспокойного или продолжительного сна, капризности.

Четвертый месяц жизни.

Моторное развитие. Особенности физического развития ребенка первого года жизни на четвертом месяце проявляются особенно ярко. Малыш уже умеет переворачиваться из положения лежа на спине на живот и наоборот. Лежа на животе, он может перемещаться по кругу, учится подниматься на четвереньки, пытается садиться и даже вставать, держась за пальцы рук взрослого, но без поддержки у него это не получается, хотя малыш стремится занять вертикальное положение. При поддержке за обе руки сидит, активно удерживаясь, не менее 30 секунд (самостоятельно сидеть до 6 месяцев запрещается!). Он уверенно берет игрушки, перекладывает их из руки в руку.

Психоэмоциональное развитие. На четвертом месяце кроха уже может громко смеяться, поворачиваться по направлению звука, различать интонации голоса. И главное, что стоит сказать об эмоциональном развитии ребенка первого года жизни в этот период - малыш начинает узнавать маму. Много времени ребенок посвящает самостоятельным занятиям с предметами. Во время общения он пытается произносить звуки и слоги - «гулит» - появляется речь. Жестами он пытается выразить свою потребность в общении - протягивает руки матери, чтобы она взяла его, начинает присматриваться к действиям взрослых. Пытается сам установить режим кормления.

Изменяется режим дневного отдыха в связи с переходом на трехразовый сон.

Малыш капризничает при перемене погоды.

Развитие моторики у детей первого года жизни от 5 до 8 месяца

Далее описано, развивается ребенок первый год жизни с 5-го до 8-го месяца.

Пятый месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок сидит без поддержки (устойчиво не менее 30 секунд), учится ползать, часто становится на четвереньки, но в основном пытается ползти назад. Самостоятельно поворачивается с живота на спину и со спины на живот. Лежа на животе, опирается на выпрямленные руки и удерживается в таком положении не менее 30 секунд. Переносит вес тела с одной руки на другую. Лежа на спине, играет со своими стопами. Главная особенность развития ребенка первого года жизни на пятом месяце – первые попытки вставать, находясь на руках у матери или держась за бортики кроватки.

Психоэмоциональное развитие. Малыш очень интересуется игрушками, хватает те, до которых может дотянуться, самостоятельно активно играет с ними. Бросает предметы и следит за ними глазами. У него появляются любимые и нелюбимые игрушки. Он реагирует на интонацию речи, а также на названия любимых игрушек. При простых вопросах может отыскивать глазами маму или любимую игрушку. Положительные эмоции сопровождаются певучими звуками.

Ребенок с интересом изучает окружающие его лица. Примечательная характеристика развития детей первого года жизни на пятом месяце – появление осторожности и недоверия к незнакомым людям.

Шестой месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок начинает сидеть самостоятельно, умеет вставать на колени, может ползать, пытается самостоятельно держать в руках чашку, ложку. Переступает при поддержке под мышки не менее 5 шагов. Берет игрушку из любого положения, при этом пытаясь дотянуться до нее, если она находится вне пределов досягаемости.

Психоэмоциональное развитие. Малыш долго занимается игрушками, пытается бросать предметы и стремится следить за их падением, стучит предметами, прислушивается к звукам. Особенности развития ребенка первого года жизни в этом возрасте – проявление настойчивости в достижении цели. Малыш пытается лепетать, например «да, да, да». В этот период ребенок начинает отзываться на свое имя, может отличить родителей от чужих людей. У него устанавливается режим сна и бодрствования, дневной сон укорачивается до 2 часов, иногда меньше (30 минут). Сохраняется реакция на погоду, в пасмурные дни дети спят дольше.

Седьмой месяц жизни. Этот период знаменуется вставанием на четвереньки: малыш устойчиво находится в таком положении хотя бы 10 секунд. Из положения на животе пытается самостоятельно сесть. При поддержке за руки встает и может стоять некоторое время. Активно «работает» руками: протягивает их к маме или папе, перекладывает игрушку из одной руки в другую, похлопывает игрушкой об игрушку, может держать в руке корочку хлеба и есть ее самостоятельно.

Восьмой месяц жизни. Развитие ребенка в течение первого года жизни на восьмом месяце набирает обороты. Малыш уже прочно сидит без поддержки и опоры, ползает (на животе или четвереньках) не менее 1 м. Старается привлекать к себе внимание родителей (близких людей), а незнакомых людей может пугаться. На вопрос «где?» находит игрушку или другой предмет, проявляет интерес к незнакомым вещам (игрушкам). Играет «в ладушки», машет рукой «до свидания».

Как должен развиваться ребенок по месяцам до года

В этом разделе статьи вы узнаете, как должен развиваться ребенок по месяцам начиная с 33-й недели и до достижения года.

Девятый месяц жизни.

К девяти месяцам все движения становятся координированными, малыш может подражать взрослым. Стоит при поддержке за одну руку на выпрямленных ногах не менее 30 секунд, самостоятельно садится (из положения лежа и стоя) и ложится (из положения сидя). Встает, держась за неподвижную опору двумя руками, переступает не менее 1 м. Берет мелкие предметы пальчиками, достает игрушки из ящика, может поймать движущийся предмет (мяч), следит за бросаемыми игрушками.

Десятый месяц жизни.

Ребенок передвигается на четвереньках по ступенькам лестницы. Держась за подвижную опору (ходунок), ходит не менее 2-3 м. Ест ложкой с помощью взрослых, говорит «мама», «папа», «баба» (отдельные слова), понимает запреты. Дает знакомый предмет по просьбе взрослых, пьет из чашки.

Одиннадцатый-двенадцатый месяцы жизни.

С одиннадцати месяцев до года: стоит без поддержки или опоры не менее 30 секунд, ходит с поддержкой за руку не менее 10 шагов. Прекрасно передвигается на четвереньках (приподнимая живот от пола). Пытается делать самостоятельные шаги (часто падает). Может брать предмет двумя пальчиками - большим и указательным или большим и средним. Чтобы поднять игрушку с пола, приседает. Играет в кубики, строит пирамидки, пьет из чашки, знает названия предметов и говорит отдельные слова.

За второе полугодие жизни у ребенка формируется условный рефлекс хватания, начинает быстро формироваться вторая сигнальная система. Он начинает выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Кроме того, малыш активно изучает предметы, знает их местонахождение, знакомится со свойствами вещей, хватает те из них, до которых может дотянуться.

Постепенно кроха осваивает окружающее его пространство. Он разбрасывает вещи и пытается сложить их на место, исследует свойства воды, пытается схватить струйку воды. Из занятий ему нравится играть с посудой, греметь игрушками.

Ребенок различает части тела, может их показать. Постепенно лепет становится четче, малыш начинает выговаривать сначала односложные слова, к 1 году может произнести несколько простых слов. Ему нравится слушать незатейливые сказки.

Режим сна меняется: ребенок спит днем 1-2 раза.

Теперь вы имеете достаточно полное представление о развитии ребенка первого года жизни по месяцам касательно моторики и психоэмоциональных факторов, далее вы узнаете о развитии речи и интеллекта у малышей.

Интеллектуальное и речевое развитие новорожденного ребенка в первый год жизни

Как развивается ребенок по месяцам после рождения в плане речи и интеллектуальных способностей?

Первый месяц жизни.

Речь. К концу первого месяца редкие гортанные звуки могут превратиться в нечто похожее на «агу» (ребенок «гулит»). Ребенок реагирует на чужие голоса.

Память. Некоторые дети начинают ожидать кормления через определенные интервалы времени.

Второй месяц жизни.

Понимание. У ребенка формируются простые ассоциации: если начать кричать, то тебя возьмут на руки. Усиливается реакция на внешние раздражители.

Речь. Малыш общается в основном при помощи плача. С развитием речи у детей первого года жизни на втором месяце звуки все больше походят на гласные, например «у-у» и «а-а».

Третий месяц жизни.

Понимание. Малыш может реагировать на увиденное в зеркале отражение улыбкой. Он отрывается от материнской груди, чтобы прислушаться к голосам родителей.

Речь. Похныкивает, поскуливает, повизгивает, смеется. Речевое развитие детей первого года жизни на третьем месяце ещё не совершенно, они могут издавать лишь булькающие гортанные звуки. Начинает издавать звуки, когда слышит речь.

Четвертый месяц жизни.

Понимание. Ребенок может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей.

Речь. Малыш лопочет что-то себе под нос или обращаясь к другим. Может повысить голос, словно задавая вопрос.

Память. Различает, кто есть кто в его жизни. Может узнать мать в группе людей.

Особенности развития речи и психики детей первого года жизни

Как развивается новорожденный по месяцам начиная с пятого по восьмой?

Пятый месяц жизни.

Понимание. Ребенок может уронить предмет для того, чтобы посмотреть, как кто-то из родителей его поднимет. Следит, откуда и куда падает предмет.

Речь. Внимательно следит за губами говорящего и пытается имитировать модуляции голоса. Может начать произносить согласные звуки, например «м» или «б».

Память. Малыш может ожидать появления нового предмета, увидев лишь его часть.

Шестой месяц жизни.

Понимание. Ребенок начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти игрушку, она загремит.

Речь. Учится издавать новые звуки, меняя форму губ.

Седьмой месяц жизни.

Понимание. Малыш может начать сортировать игрушки типа кубиков по размеру.

Речь. Ребенок в состоянии издать несколько звуков на одном выдохе. Он различает интонации и модуляции голоса.

Память. Память развивается при игре в прятки и наблюдении за действиями других людей.

Восьмой месяц жизни.

Речь. Ребенок начинает имитировать все большее количество звуков. Реагирует на знакомые звуки поворотом головы и туловища.

Память. Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит выражение «такой большой».

Как развивается новорожденный ребенок после рождения с 9-го месяца до года

И в заключение вы узнаете, как развивается ребенок по месяцам, начиная с девятого по двенадцатый.

Девятый месяц жизни.

Речь. Может реагировать на свое имя и отдельные слова, например на слово «нет». Любит изображать покашливание.

Память. Замечает, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения.

Десятый месяц жизни.

Понимание. Ребенок в состоянии определять высоту и края предметов.

Речь. Малыш сопровождает слова жестами: говоря: «Пока», машет ручкой или качает головой, отвечая: «Нет».

Одиннадцатый месяц жизни.

Речь. Имитирует звуки и действия, знает значения слов, прислушиваясь к их употреблению в различных ситуациях.

Двенадцатый месяц жизни.

Речь. Малыш может произносить короткие предложения, понятные только ему. Лучше контролирует интонацию и произношение. Может выговорить от 2 до 8 слов типа «ав-ав» или «дай».

Степень развития психики ребенка первого года жизни и его психомоторики можно определить путем тщательного наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка, его игровой деятельностью.

Для выявления нарушения познавательной функции учитывается, что в определенные периоды малыш должен:

  • к 2-месячному возрасту - улыбаться;
  • к 3-месячному возрасту - по-разному реагировать на присутствие близких и посторонних людей;
  • к 6-месячному возрасту - следить за движущимися предметами;
  • к 8-месячному возрасту - различать близких и чужих людей по лицу;
  • к 9-месячному возрасту - уметь играть в прятки;
  • в 1 год - уметь найти спрятанный предмет.

Имея четкое представление о том, как развивается ребенок до года по месяцам, в ситуации получения отрицательных результатов вышеприведенного тестового контроля родители должны обратиться за консультацией к невропатологу или психоневрологу.

Статья прочитана 8 393 раз(a).

Физическое развитие ребенка, как показано выше, представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внеш­не оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.

Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности детей и под­ростков (совершенствование процессов ощущения, вос­приятия, памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темпера­мента, характера, способностей, потребностей и интересов.

Физическое развитие детей и подростков изучают био­логические науки: возрастная физиология исследует функциональные особенности развивающегося организма, возрастная морфология - формообразовательные про­цессы и структурные изменения организмов в течение их индивидуального развития. Химические процессы и хими­ческий состав организмов детей и подростков являются предметом изучения возрастной биохимии, а закономерно­сти формирования детского организма в процессе пренатального развития - предметом эмбриологии. Материаль­ные механизмы наследственности, закономерности пере­дачи наследственных свойств от родителей потомству, их проявление и изменчивость в процессе онтогенеза изу­чает генетика. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков являются также предметом исследований антропологии - науки о происхождении человека и его рас и проблемах их современной эволюции.

Важное значение для изучения физического развития детей и подростков имеют медицинские науки (рис. 1).

Психическое развитие детей и подростков изучают психологические науки, педагогика и социология, поэтому мы в дальнейшем будем касаться этих вопросов лишь по­стольку, поскольку в основе всех без исключения психи­ческих процессов человека лежит физиологическая дея­тельность его мозга.

Физическое и психическое развитие человека тесно связаны, но это не дает основания для вульгарно-мате­риалистического отождествления качественно различных психических и физиологических процессов. «Физиологи­ческие механизмы психических явлений,- отмечает со­ветский философ А. Г. Спиркин,- нельзя смешивать и отождествлять с содержанием психики, которое представ­ляет собой отражение действительности в форме субъек­тивных, идеальных, чувственных и понятийных об­разов».

Физическое и психическое развитие детей и подростков не только связаны между собой, но и взаимно обусловливают друг друга. Это свидетельствует о том, что раз­витие ребенка есть единый и целостный процесс. Общеизвестно, что существенные дефекты в развитии головного мозга, несмотря на адекватное обучение и воспитание ребенка, непременно нарушают и его психическое развитие. С другой стороны, дефекты в обучении и воспитании нормального ребенка могут привести к необратимым струк­турным и функциональным нарушениям деятельности его мозга.

МИНИСТЕРСТВО УКРАИНЫ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Факультет олимпийского и профессионального спорта

Кафедра теории физического воспитания, олимпийского спорта и образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Теория и методика физического воспитания

Тема: Физическое и психическое развитие ребенка (от рождения до 6 лет)

Донецк 2008


План

1. Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организма

2. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем организма ребенка

2.1 Особенности формирования нервной системы

2.2 Особенности формирования опорно-двигательного аппарата

2.3 Особенности развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы

3. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста

4. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды

Список литературы


1. Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организма

Дошкольный возраст – от рождения ребенка до поступления в школу – наиболее ответственный период развития организма и один из важнейших в становлении личности человека. В эти годы закладываются основы крепкого здоровья, гармонического нравственного, умственного и физического развития.

В системе всестороннего воспитания детей дошкольного возраста физическое воспитания имеет особо важное значение. Организм ребенка в этот период быстро растет и развивается, в тоже время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низкая, ребенок легко заболевает. Поэтому на первый план выдвигается забота о здоровье.

На протяжении дошкольного возраста человек меняется так быстро и сильно, как ни в одно последующее семилетие. Деление возраста на периоды отражает ступени биологического развития и одновременно удовлетворяет требованиям воспитательного процесса в дошкольных учреждениях (Разработана НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР ).

Дошкольный возраст подразделяют на:

1.новорожденный – 1- 10-й дни;

2.грудной – 10 дней- 1 год;

3.раннее детство – 1-3 года;

4.первое детство – 4-7 лет.

В практике дошкольных учреждений в связи с этим употребляют термины:

а) младшие дошкольники (2-4 года) – 1-я и 2-я младшие группы;

б) средние дошкольники (4-5 лет) – средняя группа;

в) старшие дошкольники (5-6 лет) – старшая группа.

Рост и развитие детей дошкольного возраста подчиняются общим закономерностям живой материи и происходят в тесном взаимодействии с внешней средой.

Под ростом понимают количественные изменения в организме, происходящие за счет деления клеток, увеличения их размеров.

Развитие – качественный процесс, выражающийся в совершенствовании деятельности органов и тканей.

Количественные и качественные изменения протекают одновременно, но по интенсивности они не совпадают: на фоне ускоренного роста отмечается замедленное созревание и, наоборот, усиленное совершенствование функции организма притормаживает рост.

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни. Если при рождении длина тела ребенка в среднем равна 50 см., то к концу первого года жизни она достигает 75-80 см., т.е. увеличивается более чем на 50%.

За период с 3 до 7 лет длина тела увеличивается в среднем на 28-30 см., причем этот процесс идет неравномерно. В 3-5 лет ребенок вырастает за год примерно на 4-6 см., а в 6-7 лет – на 8-10 см., что связано с эндокринными сдвигами, усилением функции гипофиза. Этот возрастной отрезок называют первым периодом вытяжения (второй в 13-14 лет – связан с началом полового созревания).

Особенностью роста в дошкольном возрасте является заметное изменение пропорций тела за счет более быстрого увеличения длины конечностей по сравнению с туловищем. Если к 7-ми годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук – более чем в 2,5 раза, а ног – более чем в 3 раза.

Масса тела за период с 3 до 7 лет увеличивается на 8-10 кг, причем так же неравномерно. Среднегодовые прибавки составляют 1,2-1,3 кг в 3 года и доходят до 2,5 кг в 6-7 лет. Начиная с 5 лет более активно растет грудная клетка, особенно у мальчиков.

Таким образом, антропометрические показатели у здоровых детей из месяца в месяц меняются то более, то менее интенсивно в зависимости от возраста, сезонов года, характера деятельности.

У дошкольников одного и того же возраста длина тела различна. Есть дети низкого, среднего, высокого и даже очень высокого роста. При одинаковой длине тела у детей может быть различной его масса. Если длина тела обусловлена наследственными свойствами, то масса – величина, тесно связанная с характером питания, двигательным режимом, наличием заболеваний и т.д. Показатели длины тела и соотношение длины и массы положены в основу оценки физического развития ребенка.

Дети у которых масса тела соответствует длине тела, находящейся в пределах от ниже средней до высокой, имеют нормальное физическое развитие (их большинство). Другую группу составляют дошкольники с отклонениями в физическом развитии. Варианты отклонений различны. Прежде всего это низкий рост, который является признаком отставания в физическом развитии.

Чаще отстают в физическом развитии дошкольники, перенесшие в раннем возрасте рахит или дизентерию, а также имеющие близорукость и некоторые хронические заболевания. С отставанием в физическом развитии связано и нарушение речепроизношения, особенно в возрасте 3-4 лет, когда речевая функция еще достаточно не закрепилась.

В период адаптации при переводе дошкольников из младшей в последующие группы, а затем от воспитания в детском саду к систематическому обучению и воспитанию в школе у детей наблюдаются не только снижение интенсивности нарастании массы тела, но даже ее падение (резкий дефицит).

Обычно после устранения условий, задерживающих закономерное нарастание соматометрических параметров, проведения определенных гигиенических мер (рационализация режима воспитания и обучения) – скорость роста этих параметров становиться в 3-4 раза интенсивнее обычной, и показатели через некоторое время достигают возрастных нормативов.


2. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем организма ребенка

2.1 Особенности формирования нервной системы

Масса головного мозга к 6-7 годам достигает 1200-1300г., приближаясь к массе взрослого человека. И по внешнему виду мозг ребенка почти не отличается от мозга взрослого. Однако внутреннее его строение и функциональные возможности имеют большие отличия. Сочетание процессов возбуждения и торможения определяют работу головного мозга. Для высшей нервной деятельности ребенка характерно преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы, которая особенно остро проявляется в трудный период адаптации к новым условиям (нарушение сна, повышенная возбудимость, чрезмерная подвижность, суетливость, отвлекаемость и т.д.).

Приобретение и упрочение знаний, умений, навыков и должных норм поведения связано с функциональным состоянием высшей нервной деятельности, в основе которой лежит образование условных рефлексов.

Чем совершеннее кора больших полушарий, тем более тонкие и сложные рефлексы могут быть сформированы. В дошкольном возрасте рефлексы образуются не только на реально существующие раздражители (первая сигнальная система – анализаторы), но и на их речевые символы (вторая сигнальная система).

Длительное применение в определенной последовательности внешних раздражителей приводит к образованию динамического стереотипа , т.е. устойчивой системы ответных реакций.

Динамические стереотипы вырабатываются у ребенка в процессе обучения и воспитания.

Тем не менее следует осторожно тренировать нервную систему ребенка с целью изменения (т.е. совершенствования) установившегося стереотипа. Так, учитывая особенности развития движений ребенка на втором году жизни, следует в физкультурные занятия после овладения детьми обычной ходьбой ввести усложненную ходьбу (по дорожке, доске и др.).

В результате происходит совершенствование навыка не только при выполнении упражнения, но и в повседневной жизни.

Усвоение учебного материала и его закрепление облегчается при одновременном участии нескольких анализаторов – слухового, зрительного, тактильного. Этим определяется рациональная методика проведения учебного процесса, основанная на использовании пособий, игрушек, игр в сочетании с образным, четким объяснением.

Образование условных рефлексов зависит от состояния здоровья ребенка. При любом, даже незначительном заболевании нарушается возбудимость, повышается истощаемость нервных клеток коры головного мозга.

Новые условные связи формируются с трудом, и для их выработки требуются раздражители с большим числом повторений.

Имеющиеся, но еще не достигшие достаточной устойчивости связи нарушаются, и ребенок теряет приобретенный ранее, но незакрепленный навык.

Мощным стимулом для развития ЦНС, высшей нервной деятельности является богатство и разнообразие информации, поступающей в кору головного мозга благодаря специфической функции органов чувств (анализаторов), в числе которых особую роль в дошкольном возрасте играют зрительный, слуховой, двигательный и тактильный .

Зрительный анализатор .

Зрительный анализатор осуществляет восприятие и анализ зрительных ощущений. В его состав входят: глаз, зрительный нерв и зрительные зоны головного мозга, расположенные в затылочной части.

Изменчивость всех элементов глаза и формирование его оптической системы происходит параллельно с ростом и развитием всего организма. Это длительный процесс, особенно интенсивно протекающий от 1 года до 5 лет жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер и преломляющая сила глаза. Постепенно развивается острота зрения (способность глаза воспринимать на расстоянии форму, очертания, размеры предметов), достигающая возможного минимума к 5 годам.

Психическое и физическое развитие ребенка

Психическое и физическое развитие ребенка

Развитие ребенка – это тема, которая занимает умы абсолютно всех родителей. Многие современные мамы и папы все чаще прекрасно осведомлены о том, на каком этапе находится их малыш, что он должен уметь, и какой «кризис» им ожидать. Конечно, каждый ребенок развивается в соответствии с некоей общей тенденцией. Но не стоит забывать, что развитие детей очень индивидуально и то, что с легкостью получается у одного малыша, может вызывать трудности у его ровесника, каждый растет и развивается по своим законам.

Физическое развитие ребенка подчиняется биологическим законам, согласно которым основной пик роста приходится на ранний детский возраст. Известно, что в первый год жизни малыша, его вес увеличивается в три раза, а рост – примерно в полтора. С возрастом физическое развитие ребенка замедляется.

Замечали ли Вы диспропорциональность детского тела? Особое умиление у взрослых вызывает большая голова ребенка по сравнению с маленьким тельцем. Так же быстро растут ступни и кисти рук – это соответствует закону, по которому, в первую очередь, растут и развиваются части тела, наиболее удаленные от пупка.

Еще один закон гласит, что периоды округления и вытяжения тела закономерно сменяют друг друга. Речь идет о том, что в определенном возрасте детей вытяжение происходит по разным осям – либо в увеличении скелета, либо в нарастании мышечной массы и жирового слоя. От круглого животика, пухлых щечек и пальчиков у малышей 3-5 лет не останется и следа уже к 11-12 годам, после которых начнется активное вытяжение. Рост организма, как правило, прекращается к 16-18 годам. Конечно, необходимо учитывать, что физическое развитие девочек и мальчиков происходит по-разному – скачок роста у девочек чаще всего наступает на несколько лет раньше, нежели у мальчиков.

Важная задача родителей на протяжении всех периодов развития ребенка – уделять достаточное внимание физическому воспитанию. Ежедневные прогулки и активные игры на свежем воздухе принесут и малышу, и родителям только пользу. Каждое утро старайтесь посвящать 10-15 минут зарядке, причем начинать ее делать вместе с малышом можно с самого раннего возраста – делать гимнастику вместе с мамой для ребенка совершенно особое удовольствие!

Психологическое развитие ребенка

Младенчество: развитие ребенка до года

Младенчество – это первый этап психологического взросления, который длится с рождения ребенка до года. В это время младенец развивается в невероятной скоростью и за короткое время проходит удивительный путь от беспомощного существа с врожденными рефлексами до активного малыша, обладающего способностью слушать, смотреть, выполнять простейшие действия, выражать свое недовольство и привязанность, требовать внимания и смеяться.

1-12 месяцев

В возрасте примерно одного месяца у ребенка появляется потребности в общении. Он начинает узнавать маму и реагирует на ее появление улыбкой. Для этого периода так же характерно появление первых звуков в речи младенца. Родителям нужно чаще называть предметы, которые окружают малыша, комментировать его действия. Когда ребенок научится сидеть, можно попробовать использовать в играх соленое тесто для лепки, пальчиковые краски, кинетический песок, различные текстуры – все это поможет в развитии мелкой моторики и для дальнейшего развития речи.

О том, как правильно выбрать игрушки для ребенка в возрасте с рождения до одного года, рассказывает эксперт портала «Я-родитель», президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, психолог Антонина Цицулина.

Кризис одного года

Логическим завершением этого этапа является «кризис одного года» – переход ребенка от состояния «мы» к состоянию «я сам» и «мама». Основными моментами, характеризующими этот кризис, являются становление ходьбы, развитие речи и появление первых актов протеста – противопоставления себя другим. Для родителей важно научиться сохранять спокойствие, запастись терпением и начать мягко и доброжелательно вводить запреты. Нужно начать объяснять малышу, какие предметы и ситуации таят в себе опасность, стараться переключать его внимание. Но, для того, чтобы запреты работали, необходимо вводить их порционно и не злоупотреблять словом «нельзя».

Ранее детство: развитие ребенка от года до четырех лет

Возраст с года до четырех лет обычно относят к младшему дошкольному периоду. Он наполнен противоречиями. С одной стороны ребенок становится более самостоятельным, с другой – не может обходиться без родителей, и все его открытия происходят, в основном, в совместной деятельности со взрослым.

В этом возрасте крайне важным для развития является соблюдение баланса. Старайтесь дать малышу больше самостоятельности, поощрять инициативу. Не делайте «за него», даже когда кажется, что его действия бесполезны и обречены на провал – у маленького человека может зародиться чувство неуверенности в себе. Но если ребенок сам просит у Вас поддержки и помощи, отказывать и говорить, что он с легкостью справится сам, категорически нельзя. Малыш может потерять интерес к тому, что у него плохо получается делать самостоятельно.

Важнейшими новообразованиями этого времени являются прямохождение, овладение речью и предметной деятельностью. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы, за которые родителям надо обязательно хвалить малыша! В этот период нужно стараться как можно больше разговаривать с детьми, слушать их с должным вниманием.

Кризис трех лет

Финальной точкой этого периода часто становится «кризис трех лет», который так же называют кризисом отношений. У некоторых он протекает почти незаметно, а кому-то приходится изрядно пострадать. Его причины кроются во внутреннем противоречии потребностей действовать самому и соответствовать требованиям взрослого, несоответствии актуальных «хочу» и «могу» малыша. Для этого этапа развития ребенка характерны такие проявления как упрямство, связанное с тенденцией к самостоятельности, своеволие, строптивость, обесценивание требований взрослого, конфликты с родителями, часто переходящие в протест против существующих правил.

Главное, о чем стоит помнить мамам и папам в этот период – малышу сейчас тоже не комфортно, он нуждается в поддержке и заботе. Надо постараться сохранить спокойствие и уверенность, и помнить о том, что это естественный этап, без которого не возможно становление личности ребенка! Не нужно заострять внимание на негативных проявлениях ребенка, но обязательно стоит хвалить то поведение, которого вы хотите добиться в итоге. Хороший выход – переждать истерику, либо переключить внимание ребенка на что-то другое. Вместо того чтобы говорить чего малышу лучше не делать, постарайтесь предоставлять ему выбор и лучше избегать ситуаций, когда он может ответить «нет».

Игрушки являются важным регулятором психического развития детей в возрасте от двух до трех лет. О том, какие игрушки стоит покупать ребенку в этот возрастной период, свои мнением делится психолог Антонина Цыцулина.

Старший дошкольный возраст: развитие ребенка от пяти до шести лет

Возраст пять-шесть лет – это период старшего дошкольного возраста. Малыш, как правило, к этому моменту уже ходит в детский сад, начинается активная подготовка к поступлению в школу. Ребенок становится еще более самостоятельным. Значительно развиваются эмоциональная, интеллектуальная и нравственно-волевая сферы личности. Ведущей деятельностью остается игровая, а это значит, что основным инструментом воспитания, развития и познания окружающего мира является сюжетно-ролевая игра. Ребенок экспериментирует, пробует разные модели поведения и делает выводы, исходя из своих наблюдений, учится подчиняться социальным нормам и требованиям. Возрастает потребность в общении со сверстниками, оно становится более содержательным.

К концу дошкольного возраста у детей формируется мнение о себе. Самооценка ребенка обычно завышена, это помогает ему чувствовать себя уверенным и компетентным в новых видах деятельности и развиваться дальше. В этом возрасте родителям необходимо уделить особое внимание развитию речи ребенка. Следует больше читать вместе, обсуждать прочитанные книги, побуждать ребенка к развернутому пересказу, можно играть в театр, читать сказки по ролям, экспериментировать с тембром голоса и интонациями. Нужно продолжать играть с ребенком, ведь игра – это именно тот вид деятельности, в котором взрослый на все сто процентов реализует свой родительский потенциал.

Младший школьный возраст: развитие ребенка от шести до 11 лет

Кризис семи лет

В возрасте шести-семи лет дети идут в первый класс, и это знаменует начало школьного периода, который длится на протяжении учебы в начальной школе до 10-11 лет. В этот момент внимание малыша с родителей смещается на учителей, близкие взрослые перестают быть единственным авторитетом, а ведущей деятельностью становится учеба. Тут родителей ждет очередной «кризис семи лет», который психологи называют «этапом рождения социального «Я» ребенка». В этот период быстрее всего развиваются интеллект, память и способность к планированию. Часто снижается самооценка, потому что ребенок уже во многом оценивает себя на основании мнения учителя о нем и достигнутых результатов в обучении.

Родителям стоит очень внимательно отнестись к этому периоду и стараться во всем поддерживать малыша, больше хвалить, избегать критики. Ведь младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и уверенность в себе, а, следовательно, утратить интерес к учебе. Следует придерживаться последовательности в установлении правил и их соблюдении, они не должны меняться в зависимости от настроения, самочувствия или погоды и быть максимально постоянными. Не стоит игнорировать многочисленные вопросы малыша, лучше привлекать его к обсуждению различных ситуаций и показывать, как он важен для вас.

Развитие подростка

С 11 лет начинается подростковый возраст. Он характеризуется рядом физических и психологических изменений, связанных с половым созреванием. На этом этапе личность кардинально меняется, происходит ее второе рождение.

Мария Меролаева