Это то, чего больше всего боятся родители подростков. Это то, что не только «научит плохому», но и заставит «сделать плохое», собьет родное дитя с верного пути, уведет из дому. Если родители подозревают, что ребенок попал в плохую компанию , для них это равнозначно тому, что дальше он пойдет в криминал, наркоту или беспорядочный секс. Это такие родительские страшилки, которые заставляют пристально присматриваться к друзьям детей, мысленно делить их на хороших и плохих.
Да, это действительно опасно, родители боятся не даром. А самая главная опасность – друзья становятся авторитетнее семьи и разбивают в пух и прах те семейные ценности, которые родители с таким трудом детям прививали.
В чем причина такой авторитетности сверстников?
Подростки (и мальчики и девочки), находятся в таком периоде своей жизни, когда они вынуждены выйти из родительского дома на просторы улицы, этого требует процесс их развития, расширения кругозора, и так сказать, «ареала жизнедеятельности» Причем, этот процесс неудержим, и в любом случае идет, даже если он незаметен, как в случае подростка-
Подростки-интроверты и экстраверты
Интроверты — тихони развиваются вглубь. Экстраверты — наружу. Конечно, общительный ребенок скорее окажется в компании, чем домосед.
Между теми и этими есть некая буферная зона. Это те дети, которые и от улицы не отказываются, и дома проводят много времени. К ним, кстати, относятся . Это довольно распространенная каста современных детей, у них свое сообщество, своя тусовка и свои риски.
А вот классическая скверная компания, это, конечно, большое испытание!
Почему дети уходят из дома?
Хотелось бы, конечно, чтобы было так: подросток идет на улицу только тогда, когда у него не ладятся отношения с родителями. В этом случае рецепт понятен без особых размышлений: налаживай отношения и все будет в порядке! На самом деле так происходит не всегда. Дети из самих благополучных семей уходят из дома в мир субкультур, жестких правил, алкоголя, драк и прочих «прелестей» Почему? Каким медом им там помазано?
Вот что говорят сами дети: «меня там понимают»; «они крутые, и я хочу быть с ними»; «когда я с ними, меня все уважают (боятся)».
Что можно сделать, чтобы дети не искали общения на улице?
Это не самое простое дело, для него нужно много внимания и терпения. Это большая душевная, и очень энергозатратная работа. . А ведь у них полно своих проблем: деньги, быт, личные отношения, которые отнюдь не прекращаются с появлением детей! Здоровье в конце концов…
Но если не делать эту работу, если не вникать в проблемы подростка, то родители рискуют в один «прекрасный» день обнаружить его в полиции или в каком-то притоне. Или в больнице. Или… (зачем такие ужасы, все может быть и мягче), просто посмотреть в его глаза и понять, что это совсем-совсем-совсем чужой ребенок, и они о нем ничего не знают.
Чтобы этого не произошло, родители должны:
- Сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя принятым , любимым и понимаемым , и ему не пришлось искать это понимание на стороне.
- такое чувство устойчивости и защищенности , которое никакой «крутостью» лихих пацанов и отрывных девчонок не заменишь. Для этого, конечно, семья должна быть семьей – сообществом людей, любящих друг друга, по-настоящему сплоченных общими ценностями, а не просто проживающими на одной территории. К сожалению, такие семьи – скорее редкость, чем правило…
Подростки не хотят жить, как их родители
И не удивительно, что подростки сбегают на улицу. Они не хотят жить как родители , которые не интересуются друг другом, между которыми давно нет настоящей близости, а от обстановки в доме сводит зубы, как от холода. Скучно и тускло. Ребенок стремится к яркости, (пусть мнимой, пока не разобрался, опыта маловато), к честности отношений. , быть настоящим, и тебя принимают таким.
И, конечно, дети из неполных семей подвергаются большему риску.
Но выход всегда есть. Даже если у вас не идеальная семья, вы живете без мужа (жены), или живете вместе, но отношения ваши не идеальны. Для того, чтобы понимать с воего ребенка, ничего особенного не нужно, кроме соответствующего намерения, и внимания к ребенку.
Что мешает пониманию между родителями и детьми?
- , (не дай Бог, влипнет в историю!)
- Стремление «подавить» — добиться послушания любой ценой.
- Надежда, что ребенок «сам разберется» — равнодушие родителей или чрезмерное доверие к ребенку.
Какие ваши действия и поступки помогут приобрести необходимую устойчивость и тем самым помешать ребенку попасть в плохую компанию?
Кроме идеальной семьи, описанной выше, (к этому, конечно, нужно стремиться!), устойчивость придают семейные законы, правила и традиции. Я имею ввиду не правила из разряда «В 9 часов должна быть дома!», а более общие, глобальные, создающие климат в семье.
Законы семьи
- Закон уважения друг к другу.
Если в вашей семье недостаточно любви, тут уж никуда не деться, чувствами управлять не каждому дано. Но уважение это то, что зависит от вашего решения и разумного поведения. Проявляйте уважение к членам семьи , (в том числе и к ребенку!) И требуйте соответствующего отношения к себе. Нюансов и подробностей тут масса, и каждый понимает уважение по-своему. Я не буду на этом останавливаться, скажу лишь о том, что важно договориться, найти соответствие и понимание — кто из вас в чем нуждается.
В качестве примера: я люблю, чтобы в выходной день дети не включали телевизор в 8 утра. А они любят, чтобы я стучала, заходя к ним в комнату. Это не так сложно соблюдать, главное, знать об этом.
Для того, чтобы договориться, не обязательно садиться за стол переговоров, писать договор на бумаге и скреплять подписями. Достаточно внимательно относиться к просьбам . Человек обычно высказывается о том, что ему нужно, причем достаточно эмоционально.
- Закон распределения обязанностей
Папа зарабатывает деньги и делает мужскую работу по дому, мама обеспечивает быт и уют, ребенок выполняет мелкие поручения типа: «сходи. в магазин», или «вынеси мусор». Или раз в день моет посуду за всеми. Это, так сказать, классика, может быть масса других вариантов.
На устойчивость хорошо работают традиции . То, что происходит всегда и что является особенностью этой семьи, дает чувство определенности и защищенности. Это может быть что угодно, но действие должно повторяться, в этом суть традиции.
Например: поход к бабушке на обед в воскресенье, семейный чемпионат в покер по пятницам, или совместный шопинг. Чем не традиции? Я, например, встречала и такой вариант: воскресное совместное приготовление обеда. Дети чистят овощи, мама соединяет все в одной кастрюле, папа убирает за всеми, режет хлеб. Потом – совместное пиршество. Раз в неделю. Очень сближает.
Это все было о том, как предотвратить. А если ребенок уже в плохой компании, что делать?
Как забрать ребенка с улицы
Сначала нужно определить, действительно ли ваш ребенок попал в плохую компанию? Как это сделать?
Наблюдать. Признаками могут быть:
- новые привычки
- новые словечки
- ребенок постоянно рвется из дома
- звучат новые имена с ранее не наблюдаемым восторгом
- все чаще произносится «мы»
Отдельно все это не критерии, а вот если появляется все внезапно и одновременно, это и есть признак. На этом этапе главное — не спугнуть! Внимательное выслушивание, проявление интереса и осторожное расспрашивание.
Действительно ли компания, в которую попал ваш ребенок, такая уж плохая? Может, у страха велики глаза? Может они просто собираются, тусуются, как свойственно всем подросткам?
Признаки плохой компании
- Жесткие правила
- Наличие вожака , которому все подчиняются, (часто он более старший)ь
- Новеньких принимают неохотно и с испытаниями
- Компания выбирает себе врага . Это может быть другая компания, или просто группа людей, или один человек. Во всяком случае, есть тенденция «дружить против кого-то».
- В такую компанию не так легко попасть, а выйти еще сложнее . Желание покинуть компанию воспринимается как предательство, за это могут мстить.
Если там курят, (и не только табак), попивают и матерятся, это само по себе не является признаком плохой компании. Но в ней обычно без этого не обходится.
Если компания вашего ребенка плохая, что делать?
- Не пугаться!
- Не демонстрировать своего крайнего неодобрения. Вы можете высказывать мнение только в форме рекомендации. Если будете действовать по-другому, то перекроете себе доступ к информации.
- Собирать информацию . Это очень важно: сколько их, как зовут, чем развлекаются, где собираются. Понятно, это узнать вы можете только от самого ребенка. Так что если начнете «применять пытки», он сразу замкнется и ничего не расскажет. Поэтому расспрашивайте как бы между делом, по возможности доброжелательно.
Если он с восторгом описывает своего нового приятеля, попытайтесь выяснить, что именно в нем такого клёвого.
Наводящие вопросы могут быть примерно такими:
«- Он, наверное, очень сильный?
— Да, его все слушают.
— Физически сильный или как?
Его все уважают?… За что? »
Запрещать или не запрещать?
Дальше вам придется принимать это решение. Если вы видите, что обстановка там действительно очень стрёмная, попытайтесь запретить. Но обязательно объясните, почему запрещаете. Лучше с фактами, и лучше в форме заботы: «Я люблю тебя и не хочу, чтобы с тобой произошло что-то плохое».
Если не удается, (не запрёте же вы его!), давайте понять, что вы готовы помочь в любом случае. Что бы ни случилось, ваш ребенок может прийти к вам за советом и помощью.
И продолжайте осторожно расспрашивать, не проявляя враждебности . Если ваш ребенок действительно попал в плохую компанию, вы, по крайней мере, всегда будете в курсе дел. Самое плохое – неожиданно оказаться перед фактом, с которым уже ничего нельзя будет сделать.
Расскажу историю одной девушки. В 15 лет она попала в общестово «крутых местных ребят», и когда мама стала ей запрещать, дочь сказала: «Если ты будешь мне запрещать, я начну тебе врать. А дружить с ними не перестану. А так, ты всегда будешь знать, где я и с кем я !» Она благополучно пережила сложный период, именно общение дало ей то, чего так не хватало в жизни в тот период.
Зачем это нужно вашему ребенку?
На самом деле это главный и основной вопрос. Задача любой компании – поддерживать человека, создавать атмосферу принятия . К плохим компаниям это относится точно так же, разница только в том, что на первом этапе они ПРИНИМАЮТ человека, дают ему чувство защищенности, а лишь потом начинают диктовать условия.
Проанализируйте все дружеские круги, в которых вам приходилось вращаться в течение жизни, вы поймете, что это так, мы всегда идем туда, где нас любят.
Если родители не дают ребенку принятия и любви, он найдет других… Он найдет свою стаю. По моим наблюдениям, люди в жизни только тем и занимаются, что ищут своих. То общество, в котором можно проявиться бесстрашно и свободно, и жить в кайфе от себя и от других. (Архетипическая сказка по этому поводу – «Гадкий утенок»). И сколько радости бывает, когда эти «свои», наконец-то находятся!
В разные периоды жизни это могут быть разные общества, потому что решаются разные задачи. И даже в один и тот же период человек может общаться параллельно с несколькими компаниями, в каждой есть поле для проявления какой-то одной его стороны. Тут важно понимать, что если уж компания есть, она явно для чего-то нужна.
Компания — это такая же модель общества, как и все остальные. Там так же прорабатываются вопросы лидерства, иерархии, умения подчиняться или отстаивать свою точку зрения. Это привычка с одной стороны, и тренажер с другой. Детям, которые это проходят в подростковом возрасте, потом легче искать свое место в армии, на фирме и в прочих местах, где идет жесткая конкурентная борьба. Они без иллюзий и готовы показывать зубы, если наступают на их территорию, отвечать интригами на интриги. Они готовы к тому, что за место под солнцем нужно бороться. Это идеология определенного этапа развития, и этот опыт нужно получить.
Чему нужно научить ребенка, который попал в компанию, которая вам не нравится?
- Иметь свое мнение
- Отказываться, если он чего-то не хочет, не поддаваться стадному инстинкту
- Вовремя уйти, если он не хочет в чем-то участвовать
То есть, не объединяться с друзьями окончательно, не сливаться в полном тождестве. Подросток, «очарованный» авторитетом, идет за ним как теленок на веревочке. Эта веревочка – его желание быть принятым. И если в его мозгу будут звучать слова, (как красный сигнал светофора), «ты всегда должен сам решать, что ты хочешь, и что будешь делать «, то веревочка быстро порвется, а чары развеются, если авторитет будет его использовать и вести не туда, куда ему нужно.
Самый лучший способ избежать скверной компании – быть свободным и знать, чего хочешь от жизни . Следовательно, именно эти качества нужно воспитывать. Тогда ребенку не нужно будет объединяться с кем-то, чтобы эту свободу отвоевать.
Ну а если уж так произошло, что ребенок попал в плохую компанию, она вам категорически не нравится, и сделать вы ничего не можете? Ничего фатального в этом нет. Я знаю многих приличных и успешных людей, которые в детстве через это прошли. Научились чему-то и пошли дальше. Почему бы вашему сыну или дочери не последовать такому примеру? И под конец наверное уместен известный афоризм: «Что нас не убивает, то делает сильнее!»
Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы
- почта [email protected]
- скайп golovkinau
- телефоны +380952097692; +380677598976
- Viber +380952097692
Пеленки, горшки, детский плач по ночам… Я помню все так отчетливо, как будто это было только вчера. Боже, как я мечтала, чтобы моя дочь скорее выросла. Как мне хотелось наконец-то выспаться или куда-нибудь сходить одной, без своего любимого, но вечно ноющего «хвостика». И вот, свершилось, моей Иришке недавно исполнилось 14 лет. Совсем взрослая стала, уже паспорт получила. Вроде бы можно расслабиться и, наконец-то, заняться собой? Но нет, причин для волнения появилось больше, поэтому спать я стала еще хуже.
«Маленькие дети спать не дают, а с большими сама не уснешь»
Имея маленького ребенка, я, неопытная мамочка, ошибочно считала, что сейчас самый трудный период в моей жизни. Садик, начальная школа - это, оказывается, был отдых перед тем временем, когда моя дочь «вошла» в подростковый возраст.
Послушная девочка-отличница вдруг резко изменилась. Увы, но это только мне показалось, что все произошло как-то вдруг, неожиданно, но теперь-то я понимаю, что было несколько предупредительных «звоночков», которые я не услышала.
Все началось с того, что Ира стала слушать какую-то странную музыку. Я не придала этому значения. Посчитала, что раз дочь учится в музыкальной школе, то ей, кроме классики, необходимо иметь представление и о других музыкальных направлениях. Но дальше - больше. За фортепиано она практически не садилась. Успеваемость ухудшилась и в общеобразовательной школе.
Разговаривать спокойно со мной Ирина не хотела: грубила, огрызалась и, что самое страшное, стала меня избегать.
Раньше мы были с ней очень близки, приходя из школы, дочка сразу же начинала выкладывать все свои новости. Обсуждение прошедшего дня являлось для нас неким ритуалом, иногда веселым, иногда не очень.
А теперь она отстранилась от меня, замкнулась в себе. Изменился и внешний вид моей дочери-тихони. Собираясь на улицу, она стала сильно подводить глаза, красить губы темной помадой и носить одежду исключительно черного цвета. Все свидетельствовало о том, что моя девочка примкнула к какой-то подростковой субкультуре, попала под чье-то дурное влияние, и ее следовало немедленно спасать.
«Больше всего ребенок нуждается в нашей любви именно тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает»
Когда моя 14-летняя дочь попала в плохую компанию, и мнение родителей стало для нее не так важно, как мнение новых друзей, я поняла, что пора действовать. Нет, «рубить с плеча» и закрывать ее дома, устраивать громкие разборки с ремнем, ставить ей ультиматумы и заниматься переводом в другую школу я не стала. Увы, но многие родители поступают именно так, чем еще больше усугубляют и без того сложную ситуацию.
Меня сдерживало то, что я понимала: Ира выбрала себе этих друзей добровольно, значит и отказ от них тоже должен быть осознанным. Никакие запреты и репрессии с моей стороны не помогут.
В свое время я многое упустила в воспитании дочери: слишком сильно была увлечена работой, поэтому ей уделяла совсем мало внимания. Я считала, что раз она хорошо одета, накормлена, все ее увлечения мной оплачиваются, значит, свой родительский долг я выполняю полностью. Ошибалась! Теперь вот пожинаю плоды.
Рю Мураками написал прекрасные слова: «Просто что-то сказать - еще не значит быть услышанным. Чтобы тебя услышали и поняли, ты должен хотеть этого всем сердцем». Я очень хотела, поэтому начала действовать!
Как вернуть доверие дочери?
Побродив по «всемирной паутине» и почитав статьи детских психологов, я поняла, что начинать необходимо с себя.
Для этого я составила краткий план действий, который должен был мне помочь наладить с дочерью теплые и гармоничные отношения:
- Проявлять спокойствие в сложившейся ситуации, сдерживать свои отрицательные эмоции.
- Постараться понять увлечение дочери, вспомнив себя в ее возрасте.
- Не ослабляя контроля, дать ей возможность получать жизненный опыт.
- Не навязывать ей свои взгляды и вкусы.
- Проявлять внимание, но не быть назойливой.
- Научиться слушать ее без критики и обвинений.
- Заниматься совместной деятельностью (поход в магазин, уборка, спорт).
- Установить телесный контакт (чаще обнимать за плечи, гладить по голове).
- Советоваться с ней по разным вопросам, чтобы она почувствовала свою значимость в моей жизни.
Лучший способ не «упустить» дочь - стать ей подругой
Первым делом, надо было собрать информацию о новых друзьях дочери. Я спрашивала у Ириши о них ненавязчиво, доброжелательно, как бы между делом. То, что удалось узнать, совсем не обрадовало, но я понимала, что паника и испуг для меня сейчас главные враги.
Новые друзья дочери считали себя готами. Они собирались вечерами, чтобы послушать готическую музыку, поговорить о депрессивности и смерти, похвастаться новыми пирсингами и татуировками. К счастью, моей Ирке разговоры про потусторонний мир были совсем не интересны, ей просто хотелось через необычный внешний вид продемонстрировать свою индивидуальность, заявить о себе, выделиться из общей массы сверстников. Несмотря на это, я понимала, что время терять нельзя.
Не секрет, что некоторые субкультуры одобряют суицидальное поведение подростка, в подобных компаниях популярностью часто пользуются алкогольные напитки и наркотики.
На молодежных сайтах я нашла много интересной информации, которая помогла мне более-менее разбираться в подростковых увлечениях. Например, мне теперь понятна разница между «эмо» и «готами», «анимешниками» и «ванильками». Со знанием дела я уже могла обсуждать с дочерью их «готические» новости, модные тенденции этой странной культуры.
Я стала больше времени проводить с дочерью и постепенно между нами снова возникли доверительные отношения. Под предлогом того, что хочу поменять свой имидж, мы вечерами проводили время за компьютером, рассматривая новые прически и модную одежду. Иринка так увлеклась этим, что тоже захотела измениться. Мы вместе , оставили там кучу денег, но обе остались довольны результатом.
Совместный поход в магазин модной одежды окончательно отдалил Иру от друзей-готов.
Главное в отношениях с подростком - взаимопонимание
Со стороны может показаться, что все произошло очень легко: новые модные тряпки, та успокоилась, перестала маяться дурью и вернулась «в лоно семьи». К сожалению, это не так. Прошло несколько месяцев, прежде чем моя дочь стала прежней. И только я знаю, сколько сил, нервов и здоровья забрали у меня эти месяцы.
Во время изучения подростковой субкультуры я выяснила, что принадлежность к ней бывает двух видов: косвенной и полной.
- К косвенной относится «сочувствующее участие», которое касается только внешнего вида. Этот период проходит быстро и без серьезных последствий. Нам повезло: принадлежность Ирины к готам была косвенной.
- Опасным может стать полное погружение в субкультуру , когда у подростка она занимает все свободное время. Его интересы ограничиваются только интересами группы, а это уже сказывается на общем психологическом или даже психическом состоянии ребенка.
Из всего, что мы пережили за эти месяцы, я сделала один вывод: чем старше становятся дети, тем больше они нуждаются в нашей любви. Именно в любви, а не в опеке.
Любой ребенок, а особенно подросток, как губка впитывает все, что его окружает. До младшего школьного возраста ребенку в основном хватает семейного общения. В подростковом возрасте границы общения расширяются – подрастающему человеку уже мало семьи, его интересуют сверстники и сферы жизни, которые раньше ему не были доступны.
Подросток будет стремиться узнать новое любыми путями – посредством общения со странными приятелями («чем человек необычней, тем интереснее»), с помощью общения в виртуальных сетях, где можно познакомиться с большим количеством людей, не выходя из дома, посредством просмотра стрессовых телепередач, роликов и сайтов в Интернете. Все это меняет личность подростка.
В лучшем случае он обретает уверенность в межличностном общении, учится отстаивать свое мнение, развивать лидерские качества , решать конфликты , не обращать внимания на провокации, различать черное и белое. А в худшем случае он впитает в себя все зло, которое примет как норму общества.
сайт разбирался в том, стоит ли ограждать подростка от дурного влияния общества, и если да, то как.
Нужно ли ограждать ребенка от подобного дурного влияния?
Говорят, шила в мешке не утаишь, а потому, чтобы оно не укололо, нужно учить ребенка правильно общаться. Психологи считают, что дурному влиянию подвержены дети, чьи родители:
- постоянно руководили ребенком, не давали решать вопросы самостоятельно;
- не учитывали мнение ребенка;
- увлекались гиперопекой, в связи с чем добились полной изоляции ребенка от общества;
- не проводили с детьми бесед «по душам»;
- фактически не обращали внимания на ребенка.
Когда пора спасать подростка, и как лучше это сделать?
Рассмотрим влияние реального общения (влияние улицы, школы, сомнительных «друзей») и виртуального (Интернет, ТВ) отдельно.
Реальное общение
- он стал скрытным, не хочет рассказывать вам о том, чем он сегодня занимался,
- при звонке друзей выходит в другую комнату или просит выйти вас,
- вы нашли у него чужие вещи,
- подросток стал просить у вас большие суммы на карманные расходы. Куда уходят деньги, он не может объяснить,
- подросток стал очень нервным , часто плачет (характерно для девочек),
- подросток пришел домой пьяным, избитым, у него появились проблемы со здоровьем,
- подросток перестал ночевать дома.
Три ошибочных варианта поведения родителей
Полная изоляция
Многие родители, желая уберечь ребенка от дурного влияния и душевных травм, решают поступить кардинально – просто закрывают его дома, разрешая посещать только школу и выходить на улицу по делам. Полная изоляция наносит ребенку непоправимый вред: подросток замыкается, уходит в виртуальный мир или свои фантазии. В результате он становится отчужденным, не умеющим общаться и решать вопросы . Окружающим такой человек кажется странным и непонятным, его поведение отпугивает.
Как оградить подростка от дурного влияния
Физическое наказание
Вроде бы и помогает справиться с шалостями и непослушаниями, но становится причиной того, что подросток вырастает озлобленным и хитрым. Трудно воспитать целостную личность, если в семье царит насилие и нежелание объяснять все мирным путем.
Игнорирование
Многие родители ошибочно считают, что уже воспитали ребенка и больше с ним ничего делать не надо. А потому в подростковом возрасте они дают ему полную свободу: «Делай, что хочешь». Выброшенный в большой мир ребенок разочаровывается в любви и становится добычей социально опасных людей.
Как оградить подростка от дурного влияния общества?
- Не запрещайте подростку общаться со сверстниками, и сами больше общайтесь с ним. Относитесь к нему как к взрослому, спрашивайте его мнение по различным вопросам. Чтобы подросток не шел на поводу у других, личным примером показывайте, как вы решаете спорные вопросы.
Например, разговаривайте при ребенке по телефону, разговаривайте с супругом, соседями, продавцами, партнерами по бизнесу. В конфликтах никогда не кричите, будьте вежливы, обходительны и терпеливы, сотрудничайте, спокойно отстаивайте свою точку зрения. Этот опыт будет для него бесценным.
- Обеспечьте занятость подростка дома. Давайте ему такие задания, с которыми он точно справится. Не заставляйте выполнять обязанности насильно, применяйте технологию «Без тебя никак»:
Как оградить подростка от дурного влияния
- «Проверь уроки у младшей сестры. Ты из всех нас лучше знаешь математику»
- «Сходи к бабушке, она очень скучает по тебе»
- «Найди в Интернете новое блюдо к празднику. На твой вкус»
- «Найди, пожалуйста, папе фильм, у него никак не получается»
- Интересуйтесь, с кем общается ваш подросток: с кем больше, с кем меньше, и почему. Приглашайте к себе его друзей. Оценивайте, как они общаются, на какие темы разговаривают, как относятся друг к другу. Если все же ваш сын/дочь попали под влияние плохой компании, объясните, что друзья помогают друг другу, а не используют в корыстных целях. Если вы заметили у него чужие вещи, деньги, алкоголь, наркотики, спросите обо всем прямо. Поясните, что сподвигло вас так думать. Обязательно отметьте, что если что-то случилось, вы никогда не осудите, поймете и постараетесь помочь. Может быть, он расскажет вам то, что боялся рассказать.
Виртуальное общение
Психологи проводили опрос подростков и выяснили, что Интернет для них – это, прежде всего, источник общения, а уж потом – помощник в учебе. А телевизор нужен, чтобы убить время и чем-то заняться.
Как оградить подростка от дурного влияния
Подростка нужно спасать, когда:
- время, проводимое за компьютером и перед телевизором, увеличивается с каждым днем;
- подростка нельзя оторвать от монитора/экрана. А если вы это сделали, он психует, ведет себя агрессивно;
- подросток испытывает эйфорию, сидя за компьютером;
- забывает о семье и друзьях, предпочитает реальному общению виртуальное;
- без компьютера и Интернета испытывает раздражение, чувствует себя «не в своей тарелке», пребывает в подавленном настроении, не знает, чем заняться дома;
- обманывает родителей («Я сегодня не включал ничего, а уроки не выучил, потому что голова болела»);
- постоянно проверяет электронную почту;
- постоянно меняет статусы в соцсетях : «Поел», «Помыл голову», «Пошел на учебу», «Сижу на уроке, скучно»;
- стал плохо учиться.
Как оградить подростка от влияния Интернет и ТВ?
В Интернете и на телевидении встречается много жестокости, которая дезориентирует подростка, навязывая определенные вкусы и интересы. С самого детства приучайте ребенка к самостоятельности и ответственности, формируйте способность к сочувствию и эмпатии. Личным примером прививайте ребенку моральные ценности.
Ограничьте подростку время просмотра ТВ и его пребывания в Интернете. Важно воздействовать не приказами и криками, а привлечением к делам (технологию «Без тебя никак» см. выше). Чтобы подросток поменьше сидел в четырех стенах, давайте ему задания на свежем воздухе – помочь папе установить теплицу, сходить в магазин и т.д. Помимо заданий найдите подростку любимое занятие. Он сможет реализоваться и достичь определенных результатов.
Договоритесь с подростком, что будете включать компьютер или телевизор, чтобы сделать/посмотреть что-то конкретное – сделать домашнее задание , отправить файл по почте, посмотреть определенный фильм.
Чаще беседуйте с подростком. Спрашивайте его мнение о различных жизненных ситуациях; о поведении людей; поинтересуйтесь, какие у него ценности, чего хочет достичь, что, по его мнению, означает слово «друг», есть ли у него реальный друг, если есть, то какой и т.д. Обсуждайте с ним кино, поэзию, прозу, дарите книги, приглашайте в театр. Заполните его культурный вакуум.
Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог
Таланты вашего ребенка
Что делать, если подросток попал в плохую компанию? Родители, узнав об этом, сразу пытаются вытянуть свое нерадивое дитя из этого «сборища плохих ребят, у которых нет ни воспитания, ни достойных интересов, ни целей в жизни». Однако не стоит сразу обвинять чужих детей в «неправильности». Ведь их родители могут точно также думать про вашего ребенка, мол, это именно он дурно влияет на других.
На самом деле, дети сами выбирают то окружение, в котором чувствуют себя комфортно и безопасно. Это их выбор! И, только призвав мудрость и терпение на помощь, можно повлиять на этот выбор. А если в качестве наказания будут использоваться такие популярные способы, как забрать телефон, отключить интернет, запереть дома, это делу не поможет. И даже усугубит ситуацию, в которой мама станет злейшим врагом. Ведь мало того, что она сама не дает достаточно любви, ласки, внимания, так еще и лишает тех средств, которые помогают подростку развлекать себя самостоятельно, спасаясь от одиночества.
Причины, по которым ребенок связывается с плохой компанией:
- поиск людей, которые будут уважать и принимать его таким, каков он есть, без нравоучений и укоров;
- стремление быть «как все» (в данном возрасте дети хотят принадлежать к какому-то коллективу, чтобы не чувствовать себя одиночками и изгоями. А потому пробовать сигареты, наркотики, спиртное они начинают не потому, что считают это правильным, а просто за компанию, как все);
- необходимость чувствовать себя частью общества, коллектива, высказывать свое мнение, завоевывать авторитет и уважение, налаживать контакты;
- побег от одиночества и эмоциональной холодности, которые имеют место быть дома, в семье;
- поиск авторитета, у которого можно научиться новому;
- протест и желание делать назло, просто чтобы не подчиниться и показать свою независимость и самостоятельность;
- стремление быть популярным, причем, в данном возрасте популярность воспринимается так, что даже если о тебе говорят плохо - это лучше, чем совсем не говорят и не обращают внимание.
Важной причиной того, что тинейджеры объединяются в плохие компании, является то, что они чувствуют проблемы друг друга, понимают и поддерживают, как умеют. К сожалению, это не их вина, что необходимую поддержку и понимание они не могут получить в семье… Родители, в лучшем случае, прививают лишь формальные ценности: нужно быть опрятным, хорошо учиться и уступать место старшим. А качественного общения и доступных объяснений того, «что такое хорошо, и что такое плохо», в этих семьях нет.
А потому, если дети выбирают компанию, в которой «круто» не заниматься спортом, а бездельничать, курить, ругаться матом, значит, виноваты не они, а родители, которые не заложили правильные жизненные ценности в сознание и не объяснили, что значит «быть крутым».
Признаки, которые должны насторожить родителей:
- Появление «странных и неправильных» друзей в окружении тинейджера.
- Запертая комната и строгое ограничение доступа родителей в свое личное пространство.
- Прогулы в школе, а также пропуски кружков, секций. Часто родители, отправляя ребенка на занятия, даже не подозревают, что он идет совершенно в другое место, например, на встречу со своими новыми друзьями.
- Пропажа вещей и денег из дома. Причем кражу может совершать не ваш ребенок, а кто-то из тех, кого он привел в дом во время отсутствия родителей.
- Странные изменения во внешнем облике.
- Жалобы со стороны соседей, учителей.
- Возникшая из ниоткуда страсть к тяжелой музыке, песням с нецензурными словами.
- Плохое настроение, подавленность, плаксивость и чрезмерная раздражительность.
- Напряжение в общении с родителями, грубость, молчаливость, замкнутость.
- Неуверенность в себе (порой подросток сам понимает, что компания, с которой он связался, плохая, и что он начинает совершать неправильные поступки. А потому сам сомневается, стоит ли продолжать общение с новыми людьми).
- Навязчивое желание проводить много времени вне дома.
- Запах табака, алкоголя, неадекватное поведение, характерное для людей, употребляющих наркотики…
Что делать:
- Первым делом нужно осознать, что подросток идет в дурную компанию самостоятельно, без принуждения, следуя своим желаниям. Значит, и выйти оттуда он должен сам, руководствуясь собственными мотивами. А родители должны так изменить обстановку дома и взаимоотношения с тинейджером, чтобы ему больше не хотелось искать понимания и поддержки вне семьи.
- Главное правило воспитания - использование в разговорах «я-сообщений». Это значит, что вместо фраз «Ты поступил неправильно», «Чего ты молчишь все время как рыба!» нужно говорить: «Я сильно переживаю, когда ты так делаешь», «Я тебя люблю и хотела бы, чтоб мы больше разговаривали о том, что тебя волнует».
- Чтобы беседы проходили продуктивно, выбирайте правильно время и место. Если только что произошел конфликт или кто-то из вас просто не в духе, подождите, пока успокоитесь. Убедитесь, что не сорвётесь и не перейдете на обвинения и оскорбления, если что-то пойдет не так вовремя беседы.
- Подростки очень хотят, чтобы их уважали, замечали, считали крутыми. Так объясните значение слова «круто». Расскажите, что для того, чтобы вызвать восхищение, нужно не курить и ругаться матом, а научиться делать нечто, что не каждый умеет. Круто уметь рисовать обалденные картины, работать в фотошопе, свободно говорить на иностранном языке, делать классные танцевальные движения, завоевать медаль в каком-то виде спорта и т.д. Вот это несомненно вызовет «Вау!» со стороны сверстников, потому что они так не могут. А сделать затяжку или сказать нецензурное слово - это каждый может…, у кого есть рот.
- Хвалите и восхищайтесь школьником. Ему так это нужно! Дети сами зачастую очень хотели бы рассказать родным о том, что их тревожит, но страх быть непонятыми и осмеянными заставляет их делиться новостями не с родителями, а с друзьями, которые точно не будут критиковать и учить жизни.
- Будьте сами наглядным примером и носителем тех ценностей, которые пытаетесь привить подростку. Ведь никто не будет прислушиваться к человеку, который говорит о вреде курения, но при этом сам курит.
- Разрешите пригласить в гости новых друзей подростка из дурной компании и незаметно понаблюдайте за ними. Может быть, все не так страшно, как вы себе придумали, и это обычные дети. А, может, еще обнаружится, что как раз ваш ребенок является “заводилой”.
- Не бойтесь делиться с сыном или дочерью своими чувствами, переживаниями. Не стесняйтесь первыми просить прощение после ссор, показывать слезы, если вас действительно очень ранит грубость и поведение ребенка. (Читайте про причины детских обид на родителей ).
- Ненавязчиво расскажите, к чему могут привезти пагубные привычки, на реальных примерах из жизни знакомых или незнакомых людей. Можно посмотреть вместе художественные и документальные фильмы, иллюстрирующие последствия связи с плохой компанией, о вреде курения и наркотиков. Здесь важно не просто запрещать, а сделать так, чтобы у подростка сформировалось правильное отношение к тем вещам, которые могут искалечить ему жизнь.
- Учитесь договариваться, чтобы взрослеющий человек понимал, что с ним советуются, считаются, а не приказывают в форме ультиматума.
- Проводите больше времени вместе, находите на это и энергию, и хотя бы полчаса-час в день. Не отчаивайтесь, если первые попытки будут выглядеть нелепо и будут отвергнуты отпрыском.
- Старайтесь подружиться, делая все, что делают настоящие друзья: ходите в кафе, гуляйте, спрашивайте совета, делитесь секретами, выслушивайте, не обзывайте, не критикуйте и помогайте во всем делом и словом.
- Поднимайте самооценку ребенка, потому что ведомыми обычно становятся именно дети с заниженной самооценкой , которые не могут отстоять свою точку зрения и чрезмерно зависят от чужого мнения.
- Обнимайте ежедневно и не стесняйтесь говорить ласковые слова, проявляйте заботу и тепло.
- Помогите тинейджеру найти альтернативную компанию, например, в тренажерном зале, клубе скаутов, творческих кружках. Пусть он сам увидит разницу в жизненных ценностях между «хорошими» и «плохими» ребятами. Ведь часто ребенок попадает в плохую компанию только потому, что не смог найти себе хорошую !
- Проверяйте соцсети, мобильный телефон своего чада, чтобы знать, с кем он общается, чем живет и по поводу чего волнуется. Умело управляйте полученной информацией в разговорах, направляя ход мыслей в правильное русло. В идеале, это нужно делать тайком, ведь все мы знаем, что лазить по чужим телефонам - это нехорошо. Но в данном случае как раз этот запретный прием может оказаться единственной возможностью узнать правду и, вовремя забив тревогу, уберечь подростка от опрометчивых шагов, способных сломать ему жизнь.
- Если тинейджер начинает носить неподобающую одежду и пробовать «боевой окрас», не язвите и не бросайте едкие комментарии, а покажите другие примеры, посмотрите вместе модные журналы, купите стильную одежду наподобие той, что найдете в журналах, попросите сына или дочь помочь составить гардероб для вас.
- Иногда полезно просто немного подождать, и ситуация сама собой «рассосется». Если ваше чадо правильно воспитывалось и в нем заложены правильные жизненные ценности, то через какое-то время подросток сам разочаруется в новых друзьях и оставит плохую компанию самостоятельно, осознав, что у них с ним слишком разные интересы и мировоззрение.
- Помните, чего нельзя делать, чтобы не усугубить ситуацию:
- Скандалить,
- Бить,
- Устраивать показательные обыски,
- Закатывать истерики,
- Ставить ультиматумы,
- Безапелляционно запрещать (запретный плод сладок),
- Угрожать,
- Насильно тянуть к психологу (узнайте, когда ребенку нужна помощь психолога ),
- Длительно держать под домашним арестом,
- Лишать телефона, интернета (хотя, если боретесь с интернет зависимостью , то, этот способ наказания будет во благо).
20. Вместо строгих наказаний и криков лучше чаще задавайте себе вопрос: какой я родитель, на какие темы я говорю со своим сыном или дочерью? Скорее всего, это лишь формальное: «Как дела? Ты сделал(а) уроки? Ты поел(а)?” А внутреннее состояние взрослеющего человечка, его отношения с друзьями, противоположным полом, учителями остаются без внимания…
Многим родителям кажется, что если их дети обуты, сыты и имеют крышу над головой, то их родительская миссия выполнена. Конечно, покупать одежду, кормить, оплачивать кружки и репетиторов - это хорошо, но явно недостаточно, чтобы уберечь подростка от плохих компаний, в которых он ищет недостающее понимание и внимание к себе, как личности.
Если вы знаете действенные способы справиться с данной проблемой, поделитесь в комментариях. Может быть, именно ваш совет поможет кому-то свернуть с неправильного пути на правильный!
С наступлением подросткового возраста у ребенка многие родители сталкиваются с тем, что не могут понять, по какой причине поведение сына или дочери так резко изменилось. Закрытая в комнату дверь, молчание или грубость в общении со старшими, плохие отметки, прогулки до ночи и запах алкоголя - с этого, к сожалению, начинается взросление многих подростков. «Кажется, ребенок попал в плохую компанию. Как это могло произойти и что делать?», - с такими вопросами родители приходят на встречу с психологом. «Я –родитель» решил расставить точки над «i» и разобраться в том, почему дети уходят в так называемую «плохую» компанию.
Как понять, что ребенок связался с «плохой компанией»?
Для начала нужно определить, а какую компанию следует считать плохой. Если новые друзья вашего ребенка ходят в рваных джинсах, до ночи играют во дворе на гитаре и шокируют окружающих тоннелями в ушах, то это еще вовсе не значит, что они «плохие». В подростковом возрасте многие дети хотят , и этого не стоит бояться. Чем больше вы будете запрещать подростку, и чем хуже будете отзываться о его друзьях, тем больше вероятность того, что он действительно свяжется с опасными людьми.
Бить тревогу стоит тогда, когда подросток отказывается знакомить вас со своими друзьями и приглашать их домой, не ночует дома, возвращается с запахом алкоголя или следами побоев; если из дома пропадают вещи, а в школе начинаются прогулы; если ребенок становится замкнутым и перестает рассказывать вам о том, как прошел его день; если начинает врать. К сожалению, все это тревожные сигналы, по которым родители должны заподозрить, что ребенок попал в «плохую компанию».
Причины, по которым подростки попадают в «плохую компанию»
Для подросткового периода очень важно решить две задачи: научиться жить самостоятельно (освободившись от опеки взрослых) и одновременно найти свое место в коллективе, сообществе своих сверстников. Каким способом и в каком окружении ребенок приступит к решению поставленных задач, зависит от исходных данных.
Исходными данными в условиях жизни принято считать родительский дом или семью. Это фундамент, на основе которого совершаются те или иные действия или принимается решение.
Решение о том, что «мне подходит эта компания и парни, которые пьют пиво на лавочке и ругаются матом» является следствием трещины в фундаменте собственной семьи. Значит, что-то пошло не так и копать нужно именно здесь.
Что же могло произойти?
Острая нехватка внимания. Представим ситуацию. Ребенок младшего дошкольного возраста бежит на маму с папой и размахивает палкой, а затем с разбега начинает бить родителей палкой и кричать, что есть силы. Подобное поведение ребенка – наглядный пример нехватки внимания со стороны родителей. Отец и мать не могут понять, по какой причине ребенок замахивается на них, а малыш понимает, что только так он сможет привлечь . Пусть его отругают, будут кричать на него в ответ, но внимание будет получено. А теперь представьте, что ребенок вырос. Он не будет замахиваться палкой на родителей и начнет искать другие способы привлечь к себе внимание. И если его внутренние вопросы и конфликты неинтересны родителям, потому что «он ходит в школу, где у него есть друзья, а мы зарабатываем деньги и очень устаём на работе», то срабатывает механизм битья родителей палкой, который в подростковом возрасте выглядит как намеренное непослушание. Бросить грязные носки посреди комнаты, включить громко музыку, прогулять школу и услышать от родителей: «Ну сколько можно тебе говорить…», «Ты что тупой и с первого раза не понимаешь…»... Слышать подобное не очень лестно, но внимание получено, хоть и в таком ключе. «Плохая компания» - это тоже своеобразная палка, которой подросток пытается ударить родителей.
Борьба за свои права и точку зрения. Указания, замечания и критика, которые сыплются со стороны родителей из лучших побуждений «воспитать» своего ребенка и «вырастить из него хорошего человека», не срабатывают в подростковом возрасте. Каждое замечание воспринимается подростком как ограничение собственных прав, и он начинает чувствовать никчёмность, невозможность иметь собственное мнение и делиться им в своей семье. Подобная ситуация возникает также, когда для решения возникших проблем собирается семейный совет, который состоит из папы и мамы, а подростка отправляют в детскую, чтобы не мешал общаться взрослым. Тогда ребенок ищет другую компанию, где его выслушают и где с его мнением будут считаться. Часто такой компанией оказываются те самые «плохие парни», которые сбивают ваше чадо с правильного жизненного . Только ребенок этого не понимает, для него важно, что в этой компании его слушают и слышат.
Обида на родителя и желание отомстить. Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: «Вы мне сделали плохо – пусть и вам тоже будет плохо!». Это может произойти при разводе родителей, когда один из родителей ругает другого при ребенке, настраивая его против. Или тогда, когда родители больше любят младшего ребенка. Уход в плохую компанию может быть ответом на частые замечания или несправедливое наказание, которое осуществил родитель, не разобравшись в ситуации. Подросток при этом осознает, что поступает плохо, но делает это назло, не осознавая до конца, что вредит не родителям, а в первую очередь себе.
Сдвиг неблагополучия из одной сферы жизни в другие. Представим, что у подростка не сложились отношения с девочкой в классе, которая ему нравится. Следствием могут быть нежелание идти в школу, плохая успеваемость, развитие комплексов и падение самооценки. Внешние проявления будут выражаться в грубых фразах: «Да, я тупой. Да, я ленивый. Да, я буду плохим». А так как в подростковом возрасте дети склонны к максимализму, то быть плохим для них значит драться, курить, ругаться матом, возможно даже, воровать... И искать поддержки у таких же плохих.
Выходит, что причины, по которым ребенок попадает в плохую компанию, лежат на поверхности - невнимание родителей, нежелание воспринимать ребенка на равных и уважать его мнение, проблемы в отношениях со сверстниками и внутренние комплексы.
Как действовать, чтобы вытащить ребенка из плохой компании
Во-первых, стоит чётко понять для себя, что никто не затаскивал ребенка в плохую компанию. Это его осознанный выбор, который, скорее всего, произошел под воздействием причин, указанных выше. Плохая компания – это коллектив, в котором мнение ребенка уважают, он занимает там своё место и чувствует себя взрослым. Никакие запреты и репрессии, принижающие значимость столь стремительно выросшей личности, не помогут сделать еще один осознанный выбор для того, чтобы выйти из уже привычного круга общения.
Задача родителей сводится к тому, чтобы повернуть ребенка «лицом к себе». Попробуйте взглянуть на мир глазами подростка. Дайте понять своему ребенку, что он является полноправным членом семьи.
Следуйте его советам, если вы считаете их справедливыми, а если вы не согласны, то аргументированно выражайте свою позицию на равных с подростком. Если подросток увидит возможность альтернативы, поймет, что в его семье его слышат и слушают, то его собственная самооценка будет расти и необходимость самоутверждаться за счет неблаговидных поступков отпадет сама собой.
Если же ваш подросток все-таки связался с плохими парнями и вернуть его в семью не получается, то надо действовать решительно. Подростка нельзя вытащить из плохой компании «вникуда». Помогите ему найти альтернативу дворовым посиделкам: тренажерный зал, автошкола, курсы по фотоискусству - все это позволит ему попасть в новый круг общения, где ребенок тоже будет чувствовать себя «своим», но при этом будет занят делом. Помните, что если ребенок попал в плохую компанию, значит не смог найти себе хорошую.
Если это не помогает, не бойтесь обращаться за помощью к психологам: если подростка серьезно «засосали» опасные связи, если у него появились зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая - любая) без советов специалистов вам не обойтись.
Влада Ворона