Подросток и плохая компания – что делать родителям. Советы родителям: Как вытащить ребенка из плохой компании

Это то, чего больше всего боятся родители подростков. Это то, что не только «научит плохому», но и заставит «сделать плохое», собьет родное дитя с верного пути, уведет из дому. Если родители подозревают, что ребенок попал в плохую компанию , для них это равнозначно тому, что дальше он пойдет в криминал, наркоту или беспорядочный секс. Это такие родительские страшилки, которые заставляют пристально присматриваться к друзьям детей, мысленно делить их на хороших и плохих.

Да, это действительно опасно, родители боятся не даром. А самая главная опасность – друзья становятся авторитетнее семьи и разбивают в пух и прах те семейные ценности, которые родители с таким трудом детям прививали.

В чем причина такой авторитетности сверстников?

Подростки (и мальчики и девочки), находятся в таком периоде своей жизни, когда они вынуждены выйти из родительского дома на просторы улицы, этого требует процесс их развития, расширения кругозора, и так сказать, «ареала жизнедеятельности» Причем, этот процесс неудержим, и в любом случае идет, даже если он незаметен, как в случае подростка-

Подростки-интроверты и экстраверты

Интроверты — тихони развиваются вглубь. Экстраверты — наружу. Конечно, общительный ребенок скорее окажется в компании, чем домосед.

Между теми и этими есть некая буферная зона. Это те дети, которые и от улицы не отказываются, и дома проводят много времени. К ним, кстати, относятся . Это довольно распространенная каста современных детей, у них свое сообщество, своя тусовка и свои риски.

А вот классическая скверная компания, это, конечно, большое испытание!

Почему дети уходят из дома?

Хотелось бы, конечно, чтобы было так: подросток идет на улицу только тогда, когда у него не ладятся отношения с родителями. В этом случае рецепт понятен без особых размышлений: налаживай отношения и все будет в порядке! На самом деле так происходит не всегда. Дети из самих благополучных семей уходят из дома в мир субкультур, жестких правил, алкоголя, драк и прочих «прелестей» Почему? Каким медом им там помазано?

Вот что говорят сами дети: «меня там понимают»; «они крутые, и я хочу быть с ними»; «когда я с ними, меня все уважают (боятся)».

Что можно сделать, чтобы дети не искали общения на улице?

Это не самое простое дело, для него нужно много внимания и терпения. Это большая душевная, и очень энергозатратная работа. . А ведь у них полно своих проблем: деньги, быт, личные отношения, которые отнюдь не прекращаются с появлением детей! Здоровье в конце концов…

Но если не делать эту работу, если не вникать в проблемы подростка, то родители рискуют в один «прекрасный» день обнаружить его в полиции или в каком-то притоне. Или в больнице. Или… (зачем такие ужасы, все может быть и мягче), просто посмотреть в его глаза и понять, что это совсем-совсем-совсем чужой ребенок, и они о нем ничего не знают.

Чтобы этого не произошло, родители должны:

  • Сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя принятым , любимым и понимаемым , и ему не пришлось искать это понимание на стороне.
  • такое чувство устойчивости и защищенности , которое никакой «крутостью» лихих пацанов и отрывных девчонок не заменишь. Для этого, конечно, семья должна быть семьей – сообществом людей, любящих друг друга, по-настоящему сплоченных общими ценностями, а не просто проживающими на одной территории. К сожалению, такие семьи – скорее редкость, чем правило…


Подростки не хотят жить, как их родители

И не удивительно, что подростки сбегают на улицу. Они не хотят жить как родители , которые не интересуются друг другом, между которыми давно нет настоящей близости, а от обстановки в доме сводит зубы, как от холода. Скучно и тускло. Ребенок стремится к яркости, (пусть мнимой, пока не разобрался, опыта маловато), к честности отношений. , быть настоящим, и тебя принимают таким.

И, конечно, дети из неполных семей подвергаются большему риску.

Но выход всегда есть. Даже если у вас не идеальная семья, вы живете без мужа (жены), или живете вместе, но отношения ваши не идеальны. Для того, чтобы понимать с воего ребенка, ничего особенного не нужно, кроме соответствующего намерения, и внимания к ребенку.

Что мешает пониманию между родителями и детьми?

  • , (не дай Бог, влипнет в историю!)
  • Стремление «подавить» — добиться послушания любой ценой.
  • Надежда, что ребенок «сам разберется» — равнодушие родителей или чрезмерное доверие к ребенку.

Какие ваши действия и поступки помогут приобрести необходимую устойчивость и тем самым помешать ребенку попасть в плохую компанию?

Кроме идеальной семьи, описанной выше, (к этому, конечно, нужно стремиться!), устойчивость придают семейные законы, правила и традиции. Я имею ввиду не правила из разряда «В 9 часов должна быть дома!», а более общие, глобальные, создающие климат в семье.

Законы семьи

  • Закон уважения друг к другу.

Если в вашей семье недостаточно любви, тут уж никуда не деться, чувствами управлять не каждому дано. Но уважение это то, что зависит от вашего решения и разумного поведения. Проявляйте уважение к членам семьи , (в том числе и к ребенку!) И требуйте соответствующего отношения к себе. Нюансов и подробностей тут масса, и каждый понимает уважение по-своему. Я не буду на этом останавливаться, скажу лишь о том, что важно договориться, найти соответствие и понимание — кто из вас в чем нуждается.

В качестве примера: я люблю, чтобы в выходной день дети не включали телевизор в 8 утра. А они любят, чтобы я стучала, заходя к ним в комнату. Это не так сложно соблюдать, главное, знать об этом.

Для того, чтобы договориться, не обязательно садиться за стол переговоров, писать договор на бумаге и скреплять подписями. Достаточно внимательно относиться к просьбам . Человек обычно высказывается о том, что ему нужно, причем достаточно эмоционально.

  • Закон распределения обязанностей

Папа зарабатывает деньги и делает мужскую работу по дому, мама обеспечивает быт и уют, ребенок выполняет мелкие поручения типа: «сходи. в магазин», или «вынеси мусор». Или раз в день моет посуду за всеми. Это, так сказать, классика, может быть масса других вариантов.

На устойчивость хорошо работают традиции . То, что происходит всегда и что является особенностью этой семьи, дает чувство определенности и защищенности. Это может быть что угодно, но действие должно повторяться, в этом суть традиции.

Например: поход к бабушке на обед в воскресенье, семейный чемпионат в покер по пятницам, или совместный шопинг. Чем не традиции? Я, например, встречала и такой вариант: воскресное совместное приготовление обеда. Дети чистят овощи, мама соединяет все в одной кастрюле, папа убирает за всеми, режет хлеб. Потом – совместное пиршество. Раз в неделю. Очень сближает.

Это все было о том, как предотвратить. А если ребенок уже в плохой компании, что делать?

Как забрать ребенка с улицы

Сначала нужно определить, действительно ли ваш ребенок попал в плохую компанию? Как это сделать?

Наблюдать. Признаками могут быть:

  1. новые привычки
  2. новые словечки
  3. ребенок постоянно рвется из дома
  4. звучат новые имена с ранее не наблюдаемым восторгом
  5. все чаще произносится «мы»

Отдельно все это не критерии, а вот если появляется все внезапно и одновременно, это и есть признак. На этом этапе главное — не спугнуть! Внимательное выслушивание, проявление интереса и осторожное расспрашивание.

Действительно ли компания, в которую попал ваш ребенок, такая уж плохая? Может, у страха велики глаза? Может они просто собираются, тусуются, как свойственно всем подросткам?


Признаки плохой компании

  1. Жесткие правила
  2. Наличие вожака , которому все подчиняются, (часто он более старший)ь
  3. Новеньких принимают неохотно и с испытаниями
  4. Компания выбирает себе врага . Это может быть другая компания, или просто группа людей, или один человек. Во всяком случае, есть тенденция «дружить против кого-то».
  5. В такую компанию не так легко попасть, а выйти еще сложнее . Желание покинуть компанию воспринимается как предательство, за это могут мстить.

Если там курят, (и не только табак), попивают и матерятся, это само по себе не является признаком плохой компании. Но в ней обычно без этого не обходится.

Если компания вашего ребенка плохая, что делать?

  1. Не пугаться!
  2. Не демонстрировать своего крайнего неодобрения. Вы можете высказывать мнение только в форме рекомендации. Если будете действовать по-другому, то перекроете себе доступ к информации.
  3. Собирать информацию . Это очень важно: сколько их, как зовут, чем развлекаются, где собираются. Понятно, это узнать вы можете только от самого ребенка. Так что если начнете «применять пытки», он сразу замкнется и ничего не расскажет. Поэтому расспрашивайте как бы между делом, по возможности доброжелательно.

Если он с восторгом описывает своего нового приятеля, попытайтесь выяснить, что именно в нем такого клёвого.

Наводящие вопросы могут быть примерно такими:

«- Он, наверное, очень сильный?

— Да, его все слушают.

— Физически сильный или как?

Его все уважают?… За что? »

Запрещать или не запрещать?

Дальше вам придется принимать это решение. Если вы видите, что обстановка там действительно очень стрёмная, попытайтесь запретить. Но обязательно объясните, почему запрещаете. Лучше с фактами, и лучше в форме заботы: «Я люблю тебя и не хочу, чтобы с тобой произошло что-то плохое».

Если не удается, (не запрёте же вы его!), давайте понять, что вы готовы помочь в любом случае. Что бы ни случилось, ваш ребенок может прийти к вам за советом и помощью.

И продолжайте осторожно расспрашивать, не проявляя враждебности . Если ваш ребенок действительно попал в плохую компанию, вы, по крайней мере, всегда будете в курсе дел. Самое плохое – неожиданно оказаться перед фактом, с которым уже ничего нельзя будет сделать.

Расскажу историю одной девушки. В 15 лет она попала в общестово «крутых местных ребят», и когда мама стала ей запрещать, дочь сказала: «Если ты будешь мне запрещать, я начну тебе врать. А дружить с ними не перестану. А так, ты всегда будешь знать, где я и с кем я !» Она благополучно пережила сложный период, именно общение дало ей то, чего так не хватало в жизни в тот период.

Зачем это нужно вашему ребенку?

На самом деле это главный и основной вопрос. Задача любой компании – поддерживать человека, создавать атмосферу принятия . К плохим компаниям это относится точно так же, разница только в том, что на первом этапе они ПРИНИМАЮТ человека, дают ему чувство защищенности, а лишь потом начинают диктовать условия.

Проанализируйте все дружеские круги, в которых вам приходилось вращаться в течение жизни, вы поймете, что это так, мы всегда идем туда, где нас любят.

Если родители не дают ребенку принятия и любви, он найдет других… Он найдет свою стаю. По моим наблюдениям, люди в жизни только тем и занимаются, что ищут своих. То общество, в котором можно проявиться бесстрашно и свободно, и жить в кайфе от себя и от других. (Архетипическая сказка по этому поводу – «Гадкий утенок»). И сколько радости бывает, когда эти «свои», наконец-то находятся!

В разные периоды жизни это могут быть разные общества, потому что решаются разные задачи. И даже в один и тот же период человек может общаться параллельно с несколькими компаниями, в каждой есть поле для проявления какой-то одной его стороны. Тут важно понимать, что если уж компания есть, она явно для чего-то нужна.

Компания — это такая же модель общества, как и все остальные. Там так же прорабатываются вопросы лидерства, иерархии, умения подчиняться или отстаивать свою точку зрения. Это привычка с одной стороны, и тренажер с другой. Детям, которые это проходят в подростковом возрасте, потом легче искать свое место в армии, на фирме и в прочих местах, где идет жесткая конкурентная борьба. Они без иллюзий и готовы показывать зубы, если наступают на их территорию, отвечать интригами на интриги. Они готовы к тому, что за место под солнцем нужно бороться. Это идеология определенного этапа развития, и этот опыт нужно получить.

Чему нужно научить ребенка, который попал в компанию, которая вам не нравится?

  1. Иметь свое мнение
  2. Отказываться, если он чего-то не хочет, не поддаваться стадному инстинкту
  3. Вовремя уйти, если он не хочет в чем-то участвовать

То есть, не объединяться с друзьями окончательно, не сливаться в полном тождестве. Подросток, «очарованный» авторитетом, идет за ним как теленок на веревочке. Эта веревочка – его желание быть принятым. И если в его мозгу будут звучать слова, (как красный сигнал светофора), «ты всегда должен сам решать, что ты хочешь, и что будешь делать «, то веревочка быстро порвется, а чары развеются, если авторитет будет его использовать и вести не туда, куда ему нужно.

Самый лучший способ избежать скверной компании – быть свободным и знать, чего хочешь от жизни . Следовательно, именно эти качества нужно воспитывать. Тогда ребенку не нужно будет объединяться с кем-то, чтобы эту свободу отвоевать.

Ну а если уж так произошло, что ребенок попал в плохую компанию, она вам категорически не нравится, и сделать вы ничего не можете? Ничего фатального в этом нет. Я знаю многих приличных и успешных людей, которые в детстве через это прошли. Научились чему-то и пошли дальше. Почему бы вашему сыну или дочери не последовать такому примеру? И под конец наверное уместен известный афоризм: «Что нас не убивает, то делает сильнее!»

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  • почта [email protected]
  • скайп golovkinau
  • телефоны +380952097692; +380677598976
  • Viber +380952097692

Пеленки, горшки, детский плач по ночам… Я помню все так отчетливо, как будто это было только вчера. Боже, как я мечтала, чтобы моя дочь скорее выросла. Как мне хотелось наконец-то выспаться или куда-нибудь сходить одной, без своего любимого, но вечно ноющего «хвостика». И вот, свершилось, моей Иришке недавно исполнилось 14 лет. Совсем взрослая стала, уже паспорт получила. Вроде бы можно расслабиться и, наконец-то, заняться собой? Но нет, причин для волнения появилось больше, поэтому спать я стала еще хуже.

«Маленькие дети спать не дают, а с большими сама не уснешь»

Имея маленького ребенка, я, неопытная мамочка, ошибочно считала, что сейчас самый трудный период в моей жизни. Садик, начальная школа - это, оказывается, был отдых перед тем временем, когда моя дочь «вошла» в подростковый возраст.

Послушная девочка-отличница вдруг резко изменилась. Увы, но это только мне показалось, что все произошло как-то вдруг, неожиданно, но теперь-то я понимаю, что было несколько предупредительных «звоночков», которые я не услышала.

Все началось с того, что Ира стала слушать какую-то странную музыку. Я не придала этому значения. Посчитала, что раз дочь учится в музыкальной школе, то ей, кроме классики, необходимо иметь представление и о других музыкальных направлениях. Но дальше - больше. За фортепиано она практически не садилась. Успеваемость ухудшилась и в общеобразовательной школе.

Разговаривать спокойно со мной Ирина не хотела: грубила, огрызалась и, что самое страшное, стала меня избегать.

Раньше мы были с ней очень близки, приходя из школы, дочка сразу же начинала выкладывать все свои новости. Обсуждение прошедшего дня являлось для нас неким ритуалом, иногда веселым, иногда не очень.

А теперь она отстранилась от меня, замкнулась в себе. Изменился и внешний вид моей дочери-тихони. Собираясь на улицу, она стала сильно подводить глаза, красить губы темной помадой и носить одежду исключительно черного цвета. Все свидетельствовало о том, что моя девочка примкнула к какой-то подростковой субкультуре, попала под чье-то дурное влияние, и ее следовало немедленно спасать.

«Больше всего ребенок нуждается в нашей любви именно тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает»

Когда моя 14-летняя дочь попала в плохую компанию, и мнение родителей стало для нее не так важно, как мнение новых друзей, я поняла, что пора действовать. Нет, «рубить с плеча» и закрывать ее дома, устраивать громкие разборки с ремнем, ставить ей ультиматумы и заниматься переводом в другую школу я не стала. Увы, но многие родители поступают именно так, чем еще больше усугубляют и без того сложную ситуацию.

Меня сдерживало то, что я понимала: Ира выбрала себе этих друзей добровольно, значит и отказ от них тоже должен быть осознанным. Никакие запреты и репрессии с моей стороны не помогут.

В свое время я многое упустила в воспитании дочери: слишком сильно была увлечена работой, поэтому ей уделяла совсем мало внимания. Я считала, что раз она хорошо одета, накормлена, все ее увлечения мной оплачиваются, значит, свой родительский долг я выполняю полностью. Ошибалась! Теперь вот пожинаю плоды.

Рю Мураками написал прекрасные слова: «Просто что-то сказать - еще не значит быть услышанным. Чтобы тебя услышали и поняли, ты должен хотеть этого всем сердцем». Я очень хотела, поэтому начала действовать!

Как вернуть доверие дочери?

Побродив по «всемирной паутине» и почитав статьи детских психологов, я поняла, что начинать необходимо с себя.

Для этого я составила краткий план действий, который должен был мне помочь наладить с дочерью теплые и гармоничные отношения:

  • Проявлять спокойствие в сложившейся ситуации, сдерживать свои отрицательные эмоции.
  • Постараться понять увлечение дочери, вспомнив себя в ее возрасте.
  • Не ослабляя контроля, дать ей возможность получать жизненный опыт.
  • Не навязывать ей свои взгляды и вкусы.
  • Проявлять внимание, но не быть назойливой.
  • Научиться слушать ее без критики и обвинений.
  • Заниматься совместной деятельностью (поход в магазин, уборка, спорт).
  • Установить телесный контакт (чаще обнимать за плечи, гладить по голове).
  • Советоваться с ней по разным вопросам, чтобы она почувствовала свою значимость в моей жизни.

Лучший способ не «упустить» дочь - стать ей подругой

Первым делом, надо было собрать информацию о новых друзьях дочери. Я спрашивала у Ириши о них ненавязчиво, доброжелательно, как бы между делом. То, что удалось узнать, совсем не обрадовало, но я понимала, что паника и испуг для меня сейчас главные враги.

Новые друзья дочери считали себя готами. Они собирались вечерами, чтобы послушать готическую музыку, поговорить о депрессивности и смерти, похвастаться новыми пирсингами и татуировками. К счастью, моей Ирке разговоры про потусторонний мир были совсем не интересны, ей просто хотелось через необычный внешний вид продемонстрировать свою индивидуальность, заявить о себе, выделиться из общей массы сверстников. Несмотря на это, я понимала, что время терять нельзя.

Не секрет, что некоторые субкультуры одобряют суицидальное поведение подростка, в подобных компаниях популярностью часто пользуются алкогольные напитки и наркотики.

На молодежных сайтах я нашла много интересной информации, которая помогла мне более-менее разбираться в подростковых увлечениях. Например, мне теперь понятна разница между «эмо» и «готами», «анимешниками» и «ванильками». Со знанием дела я уже могла обсуждать с дочерью их «готические» новости, модные тенденции этой странной культуры.

Я стала больше времени проводить с дочерью и постепенно между нами снова возникли доверительные отношения. Под предлогом того, что хочу поменять свой имидж, мы вечерами проводили время за компьютером, рассматривая новые прически и модную одежду. Иринка так увлеклась этим, что тоже захотела измениться. Мы вместе , оставили там кучу денег, но обе остались довольны результатом.

Совместный поход в магазин модной одежды окончательно отдалил Иру от друзей-готов.

Главное в отношениях с подростком - взаимопонимание

Со стороны может показаться, что все произошло очень легко: новые модные тряпки, та успокоилась, перестала маяться дурью и вернулась «в лоно семьи». К сожалению, это не так. Прошло несколько месяцев, прежде чем моя дочь стала прежней. И только я знаю, сколько сил, нервов и здоровья забрали у меня эти месяцы.

Во время изучения подростковой субкультуры я выяснила, что принадлежность к ней бывает двух видов: косвенной и полной.

  • К косвенной относится «сочувствующее участие», которое касается только внешнего вида. Этот период проходит быстро и без серьезных последствий. Нам повезло: принадлежность Ирины к готам была косвенной.
  • Опасным может стать полное погружение в субкультуру , когда у подростка она занимает все свободное время. Его интересы ограничиваются только интересами группы, а это уже сказывается на общем психологическом или даже психическом состоянии ребенка.

Из всего, что мы пережили за эти месяцы, я сделала один вывод: чем старше становятся дети, тем больше они нуждаются в нашей любви. Именно в любви, а не в опеке.

Любой ребенок, а особенно подросток, как губка впитывает все, что его окружает. До младшего школьного возраста ребенку в основном хватает семейного общения. В подростковом возрасте границы общения расширяются – подрастающему человеку уже мало семьи, его интересуют сверстники и сферы жизни, которые раньше ему не были доступны.

Подросток будет стремиться узнать новое любыми путями – посредством общения со странными приятелями («чем человек необычней, тем интереснее»), с помощью общения в виртуальных сетях, где можно познакомиться с большим количеством людей, не выходя из дома, посредством просмотра стрессовых телепередач, роликов и сайтов в Интернете. Все это меняет личность подростка.

В лучшем случае он обретает уверенность в межличностном общении, учится отстаивать свое мнение, развивать лидерские качества , решать конфликты , не обращать внимания на провокации, различать черное и белое. А в худшем случае он впитает в себя все зло, которое примет как норму общества.

сайт разбирался в том, стоит ли ограждать подростка от дурного влияния общества, и если да, то как.

Нужно ли ограждать ребенка от подобного дурного влияния?

Говорят, шила в мешке не утаишь, а потому, чтобы оно не укололо, нужно учить ребенка правильно общаться. Психологи считают, что дурному влиянию подвержены дети, чьи родители:

  • постоянно руководили ребенком, не давали решать вопросы самостоятельно;
  • не учитывали мнение ребенка;
  • увлекались гиперопекой, в связи с чем добились полной изоляции ребенка от общества;
  • не проводили с детьми бесед «по душам»;
  • фактически не обращали внимания на ребенка.

Когда пора спасать подростка, и как лучше это сделать?

Рассмотрим влияние реального общения (влияние улицы, школы, сомнительных «друзей») и виртуального (Интернет, ТВ) отдельно.

Реальное общение

  • он стал скрытным, не хочет рассказывать вам о том, чем он сегодня занимался,
  • при звонке друзей выходит в другую комнату или просит выйти вас,
  • вы нашли у него чужие вещи,
  • подросток стал просить у вас большие суммы на карманные расходы. Куда уходят деньги, он не может объяснить,
  • подросток стал очень нервным , часто плачет (характерно для девочек),
  • подросток пришел домой пьяным, избитым, у него появились проблемы со здоровьем,
  • подросток перестал ночевать дома.

Три ошибочных варианта поведения родителей

Полная изоляция
Многие родители, желая уберечь ребенка от дурного влияния и душевных травм, решают поступить кардинально – просто закрывают его дома, разрешая посещать только школу и выходить на улицу по делам. Полная изоляция наносит ребенку непоправимый вред: подросток замыкается, уходит в виртуальный мир или свои фантазии. В результате он становится отчужденным, не умеющим общаться и решать вопросы . Окружающим такой человек кажется странным и непонятным, его поведение отпугивает.

Как оградить подростка от дурного влияния

Физическое наказание
Вроде бы и помогает справиться с шалостями и непослушаниями, но становится причиной того, что подросток вырастает озлобленным и хитрым. Трудно воспитать целостную личность, если в семье царит насилие и нежелание объяснять все мирным путем.

Игнорирование
Многие родители ошибочно считают, что уже воспитали ребенка и больше с ним ничего делать не надо. А потому в подростковом возрасте они дают ему полную свободу: «Делай, что хочешь». Выброшенный в большой мир ребенок разочаровывается в любви и становится добычей социально опасных людей.

Как оградить подростка от дурного влияния общества?

  1. Не запрещайте подростку общаться со сверстниками, и сами больше общайтесь с ним. Относитесь к нему как к взрослому, спрашивайте его мнение по различным вопросам. Чтобы подросток не шел на поводу у других, личным примером показывайте, как вы решаете спорные вопросы.

Например, разговаривайте при ребенке по телефону, разговаривайте с супругом, соседями, продавцами, партнерами по бизнесу. В конфликтах никогда не кричите, будьте вежливы, обходительны и терпеливы, сотрудничайте, спокойно отстаивайте свою точку зрения. Этот опыт будет для него бесценным.

  1. Обеспечьте занятость подростка дома. Давайте ему такие задания, с которыми он точно справится. Не заставляйте выполнять обязанности насильно, применяйте технологию «Без тебя никак»:

Как оградить подростка от дурного влияния

  • «Проверь уроки у младшей сестры. Ты из всех нас лучше знаешь математику»
  • «Сходи к бабушке, она очень скучает по тебе»
  • «Найди в Интернете новое блюдо к празднику. На твой вкус»
  • «Найди, пожалуйста, папе фильм, у него никак не получается»
  1. Интересуйтесь, с кем общается ваш подросток: с кем больше, с кем меньше, и почему. Приглашайте к себе его друзей. Оценивайте, как они общаются, на какие темы разговаривают, как относятся друг к другу. Если все же ваш сын/дочь попали под влияние плохой компании, объясните, что друзья помогают друг другу, а не используют в корыстных целях. Если вы заметили у него чужие вещи, деньги, алкоголь, наркотики, спросите обо всем прямо. Поясните, что сподвигло вас так думать. Обязательно отметьте, что если что-то случилось, вы никогда не осудите, поймете и постараетесь помочь. Может быть, он расскажет вам то, что боялся рассказать.

Виртуальное общение

Психологи проводили опрос подростков и выяснили, что Интернет для них – это, прежде всего, источник общения, а уж потом – помощник в учебе. А телевизор нужен, чтобы убить время и чем-то заняться.

Как оградить подростка от дурного влияния

Подростка нужно спасать, когда:

  1. время, проводимое за компьютером и перед телевизором, увеличивается с каждым днем;
  2. подростка нельзя оторвать от монитора/экрана. А если вы это сделали, он психует, ведет себя агрессивно;
  3. подросток испытывает эйфорию, сидя за компьютером;
  4. забывает о семье и друзьях, предпочитает реальному общению виртуальное;
  5. без компьютера и Интернета испытывает раздражение, чувствует себя «не в своей тарелке», пребывает в подавленном настроении, не знает, чем заняться дома;
  6. обманывает родителей («Я сегодня не включал ничего, а уроки не выучил, потому что голова болела»);
  7. постоянно проверяет электронную почту;
  8. постоянно меняет статусы в соцсетях : «Поел», «Помыл голову», «Пошел на учебу», «Сижу на уроке, скучно»;
  9. стал плохо учиться.

Как оградить подростка от влияния Интернет и ТВ?

    В Интернете и на телевидении встречается много жестокости, которая дезориентирует подростка, навязывая определенные вкусы и интересы. С самого детства приучайте ребенка к самостоятельности и ответственности, формируйте способность к сочувствию и эмпатии. Личным примером прививайте ребенку моральные ценности.

    Ограничьте подростку время просмотра ТВ и его пребывания в Интернете. Важно воздействовать не приказами и криками, а привлечением к делам (технологию «Без тебя никак» см. выше). Чтобы подросток поменьше сидел в четырех стенах, давайте ему задания на свежем воздухе – помочь папе установить теплицу, сходить в магазин и т.д. Помимо заданий найдите подростку любимое занятие. Он сможет реализоваться и достичь определенных результатов.

    Договоритесь с подростком, что будете включать компьютер или телевизор, чтобы сделать/посмотреть что-то конкретное – сделать домашнее задание , отправить файл по почте, посмотреть определенный фильм.

    Чаще беседуйте с подростком. Спрашивайте его мнение о различных жизненных ситуациях; о поведении людей; поинтересуйтесь, какие у него ценности, чего хочет достичь, что, по его мнению, означает слово «друг», есть ли у него реальный друг, если есть, то какой и т.д. Обсуждайте с ним кино, поэзию, прозу, дарите книги, приглашайте в театр. Заполните его культурный вакуум.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог

Таланты вашего ребенка

Что делать, если подросток попал в плохую компанию? Родители, узнав об этом, сразу пытаются вытянуть свое нерадивое дитя из этого «сборища плохих ребят, у которых нет ни воспитания, ни достойных интересов, ни целей в жизни». Однако не стоит сразу обвинять чужих детей в «неправильности». Ведь их родители могут точно также думать про вашего ребенка, мол, это именно он дурно влияет на других.

На самом деле, дети сами выбирают то окружение, в котором чувствуют себя комфортно и безопасно. Это их выбор! И, только призвав мудрость и терпение на помощь, можно повлиять на этот выбор. А если в качестве наказания будут использоваться такие популярные способы, как забрать телефон, отключить интернет, запереть дома, это делу не поможет. И даже усугубит ситуацию, в которой мама станет злейшим врагом. Ведь мало того, что она сама не дает достаточно любви, ласки, внимания, так еще и лишает тех средств, которые помогают подростку развлекать себя самостоятельно, спасаясь от одиночества.

Причины, по которым ребенок связывается с плохой компанией:

  • поиск людей, которые будут уважать и принимать его таким, каков он есть, без нравоучений и укоров;
  • стремление быть «как все» (в данном возрасте дети хотят принадлежать к какому-то коллективу, чтобы не чувствовать себя одиночками и изгоями. А потому пробовать сигареты, наркотики, спиртное они начинают не потому, что считают это правильным, а просто за компанию, как все);
  • необходимость чувствовать себя частью общества, коллектива, высказывать свое мнение, завоевывать авторитет и уважение, налаживать контакты;
  • побег от одиночества и эмоциональной холодности, которые имеют место быть дома, в семье;
  • поиск авторитета, у которого можно научиться новому;
  • протест и желание делать назло, просто чтобы не подчиниться и показать свою независимость и самостоятельность;
  • стремление быть популярным, причем, в данном возрасте популярность воспринимается так, что даже если о тебе говорят плохо - это лучше, чем совсем не говорят и не обращают внимание.

Важной причиной того, что тинейджеры объединяются в плохие компании, является то, что они чувствуют проблемы друг друга, понимают и поддерживают, как умеют. К сожалению, это не их вина, что необходимую поддержку и понимание они не могут получить в семье… Родители, в лучшем случае, прививают лишь формальные ценности: нужно быть опрятным, хорошо учиться и уступать место старшим. А качественного общения и доступных объяснений того, «что такое хорошо, и что такое плохо», в этих семьях нет.

А потому, если дети выбирают компанию, в которой «круто» не заниматься спортом, а бездельничать, курить, ругаться матом, значит, виноваты не они, а родители, которые не заложили правильные жизненные ценности в сознание и не объяснили, что значит «быть крутым».

Признаки, которые должны насторожить родителей:

  • Появление «странных и неправильных» друзей в окружении тинейджера.
  • Запертая комната и строгое ограничение доступа родителей в свое личное пространство.
  • Прогулы в школе, а также пропуски кружков, секций. Часто родители, отправляя ребенка на занятия, даже не подозревают, что он идет совершенно в другое место, например, на встречу со своими новыми друзьями.
  • Пропажа вещей и денег из дома. Причем кражу может совершать не ваш ребенок, а кто-то из тех, кого он привел в дом во время отсутствия родителей.
  • Странные изменения во внешнем облике.
  • Жалобы со стороны соседей, учителей.
  • Возникшая из ниоткуда страсть к тяжелой музыке, песням с нецензурными словами.
  • Плохое настроение, подавленность, плаксивость и чрезмерная раздражительность.
  • Напряжение в общении с родителями, грубость, молчаливость, замкнутость.
  • Неуверенность в себе (порой подросток сам понимает, что компания, с которой он связался, плохая, и что он начинает совершать неправильные поступки. А потому сам сомневается, стоит ли продолжать общение с новыми людьми).
  • Навязчивое желание проводить много времени вне дома.
  • Запах табака, алкоголя, неадекватное поведение, характерное для людей, употребляющих наркотики…

Что делать:

  1. Первым делом нужно осознать, что подросток идет в дурную компанию самостоятельно, без принуждения, следуя своим желаниям. Значит, и выйти оттуда он должен сам, руководствуясь собственными мотивами. А родители должны так изменить обстановку дома и взаимоотношения с тинейджером, чтобы ему больше не хотелось искать понимания и поддержки вне семьи.
  2. Главное правило воспитания - использование в разговорах «я-сообщений». Это значит, что вместо фраз «Ты поступил неправильно», «Чего ты молчишь все время как рыба!» нужно говорить: «Я сильно переживаю, когда ты так делаешь», «Я тебя люблю и хотела бы, чтоб мы больше разговаривали о том, что тебя волнует».
  3. Чтобы беседы проходили продуктивно, выбирайте правильно время и место. Если только что произошел конфликт или кто-то из вас просто не в духе, подождите, пока успокоитесь. Убедитесь, что не сорвётесь и не перейдете на обвинения и оскорбления, если что-то пойдет не так вовремя беседы.
  4. Подростки очень хотят, чтобы их уважали, замечали, считали крутыми. Так объясните значение слова «круто». Расскажите, что для того, чтобы вызвать восхищение, нужно не курить и ругаться матом, а научиться делать нечто, что не каждый умеет. Круто уметь рисовать обалденные картины, работать в фотошопе, свободно говорить на иностранном языке, делать классные танцевальные движения, завоевать медаль в каком-то виде спорта и т.д. Вот это несомненно вызовет «Вау!» со стороны сверстников, потому что они так не могут. А сделать затяжку или сказать нецензурное слово - это каждый может…, у кого есть рот.
  5. Хвалите и восхищайтесь школьником. Ему так это нужно! Дети сами зачастую очень хотели бы рассказать родным о том, что их тревожит, но страх быть непонятыми и осмеянными заставляет их делиться новостями не с родителями, а с друзьями, которые точно не будут критиковать и учить жизни.
  6. Будьте сами наглядным примером и носителем тех ценностей, которые пытаетесь привить подростку. Ведь никто не будет прислушиваться к человеку, который говорит о вреде курения, но при этом сам курит.
  7. Разрешите пригласить в гости новых друзей подростка из дурной компании и незаметно понаблюдайте за ними. Может быть, все не так страшно, как вы себе придумали, и это обычные дети. А, может, еще обнаружится, что как раз ваш ребенок является “заводилой”.
  8. Не бойтесь делиться с сыном или дочерью своими чувствами, переживаниями. Не стесняйтесь первыми просить прощение после ссор, показывать слезы, если вас действительно очень ранит грубость и поведение ребенка. (Читайте про причины детских обид на родителей ).
  9. Ненавязчиво расскажите, к чему могут привезти пагубные привычки, на реальных примерах из жизни знакомых или незнакомых людей. Можно посмотреть вместе художественные и документальные фильмы, иллюстрирующие последствия связи с плохой компанией, о вреде курения и наркотиков. Здесь важно не просто запрещать, а сделать так, чтобы у подростка сформировалось правильное отношение к тем вещам, которые могут искалечить ему жизнь.
  10. Учитесь договариваться, чтобы взрослеющий человек понимал, что с ним советуются, считаются, а не приказывают в форме ультиматума.
  11. Проводите больше времени вместе, находите на это и энергию, и хотя бы полчаса-час в день. Не отчаивайтесь, если первые попытки будут выглядеть нелепо и будут отвергнуты отпрыском.
  12. Старайтесь подружиться, делая все, что делают настоящие друзья: ходите в кафе, гуляйте, спрашивайте совета, делитесь секретами, выслушивайте, не обзывайте, не критикуйте и помогайте во всем делом и словом.
  13. Поднимайте самооценку ребенка, потому что ведомыми обычно становятся именно дети с заниженной самооценкой , которые не могут отстоять свою точку зрения и чрезмерно зависят от чужого мнения.
  14. Обнимайте ежедневно и не стесняйтесь говорить ласковые слова, проявляйте заботу и тепло.
  15. Помогите тинейджеру найти альтернативную компанию, например, в тренажерном зале, клубе скаутов, творческих кружках. Пусть он сам увидит разницу в жизненных ценностях между «хорошими» и «плохими» ребятами. Ведь часто ребенок попадает в плохую компанию только потому, что не смог найти себе хорошую !
  16. Проверяйте соцсети, мобильный телефон своего чада, чтобы знать, с кем он общается, чем живет и по поводу чего волнуется. Умело управляйте полученной информацией в разговорах, направляя ход мыслей в правильное русло. В идеале, это нужно делать тайком, ведь все мы знаем, что лазить по чужим телефонам - это нехорошо. Но в данном случае как раз этот запретный прием может оказаться единственной возможностью узнать правду и, вовремя забив тревогу, уберечь подростка от опрометчивых шагов, способных сломать ему жизнь.
  17. Если тинейджер начинает носить неподобающую одежду и пробовать «боевой окрас», не язвите и не бросайте едкие комментарии, а покажите другие примеры, посмотрите вместе модные журналы, купите стильную одежду наподобие той, что найдете в журналах, попросите сына или дочь помочь составить гардероб для вас.
  18. Иногда полезно просто немного подождать, и ситуация сама собой «рассосется». Если ваше чадо правильно воспитывалось и в нем заложены правильные жизненные ценности, то через какое-то время подросток сам разочаруется в новых друзьях и оставит плохую компанию самостоятельно, осознав, что у них с ним слишком разные интересы и мировоззрение.
  19. Помните, чего нельзя делать, чтобы не усугубить ситуацию:
  • Скандалить,
  • Бить,
  • Устраивать показательные обыски,
  • Закатывать истерики,
  • Ставить ультиматумы,
  • Безапелляционно запрещать (запретный плод сладок),
  • Угрожать,
  • Насильно тянуть к психологу (узнайте, когда ребенку нужна помощь психолога ),
  • Длительно держать под домашним арестом,
  • Лишать телефона, интернета (хотя, если боретесь с интернет зависимостью , то, этот способ наказания будет во благо).

20. Вместо строгих наказаний и криков лучше чаще задавайте себе вопрос: какой я родитель, на какие темы я говорю со своим сыном или дочерью? Скорее всего, это лишь формальное: «Как дела? Ты сделал(а) уроки? Ты поел(а)?” А внутреннее состояние взрослеющего человечка, его отношения с друзьями, противоположным полом, учителями остаются без внимания…

Многим родителям кажется, что если их дети обуты, сыты и имеют крышу над головой, то их родительская миссия выполнена. Конечно, покупать одежду, кормить, оплачивать кружки и репетиторов - это хорошо, но явно недостаточно, чтобы уберечь подростка от плохих компаний, в которых он ищет недостающее понимание и внимание к себе, как личности.

Если вы знаете действенные способы справиться с данной проблемой, поделитесь в комментариях. Может быть, именно ваш совет поможет кому-то свернуть с неправильного пути на правильный!

С наступлением подросткового возраста у ребенка многие родители сталкиваются с тем, что не могут понять, по какой причине поведение сына или дочери так резко изменилось. Закрытая в комнату дверь, молчание или грубость в общении со старшими, плохие отметки, прогулки до ночи и запах алкоголя - с этого, к сожалению, начинается взросление многих подростков. «Кажется, ребенок попал в плохую компанию. Как это могло произойти и что делать?», - с такими вопросами родители приходят на встречу с психологом. «Я –родитель» решил расставить точки над «i» и разобраться в том, почему дети уходят в так называемую «плохую» компанию.

Как понять, что ребенок связался с «плохой компанией»?

Для начала нужно определить, а какую компанию следует считать плохой. Если новые друзья вашего ребенка ходят в рваных джинсах, до ночи играют во дворе на гитаре и шокируют окружающих тоннелями в ушах, то это еще вовсе не значит, что они «плохие». В подростковом возрасте многие дети хотят , и этого не стоит бояться. Чем больше вы будете запрещать подростку, и чем хуже будете отзываться о его друзьях, тем больше вероятность того, что он действительно свяжется с опасными людьми.

Бить тревогу стоит тогда, когда подросток отказывается знакомить вас со своими друзьями и приглашать их домой, не ночует дома, возвращается с запахом алкоголя или следами побоев; если из дома пропадают вещи, а в школе начинаются прогулы; если ребенок становится замкнутым и перестает рассказывать вам о том, как прошел его день; если начинает врать. К сожалению, все это тревожные сигналы, по которым родители должны заподозрить, что ребенок попал в «плохую компанию».

Причины, по которым подростки попадают в «плохую компанию»

Для подросткового периода очень важно решить две задачи: научиться жить самостоятельно (освободившись от опеки взрослых) и одновременно найти свое место в коллективе, сообществе своих сверстников. Каким способом и в каком окружении ребенок приступит к решению поставленных задач, зависит от исходных данных.

Исходными данными в условиях жизни принято считать родительский дом или семью. Это фундамент, на основе которого совершаются те или иные действия или принимается решение.

Решение о том, что «мне подходит эта компания и парни, которые пьют пиво на лавочке и ругаются матом» является следствием трещины в фундаменте собственной семьи. Значит, что-то пошло не так и копать нужно именно здесь.

Что же могло произойти?

    Острая нехватка внимания. Представим ситуацию. Ребенок младшего дошкольного возраста бежит на маму с папой и размахивает палкой, а затем с разбега начинает бить родителей палкой и кричать, что есть силы. Подобное поведение ребенка – наглядный пример нехватки внимания со стороны родителей. Отец и мать не могут понять, по какой причине ребенок замахивается на них, а малыш понимает, что только так он сможет привлечь . Пусть его отругают, будут кричать на него в ответ, но внимание будет получено. А теперь представьте, что ребенок вырос. Он не будет замахиваться палкой на родителей и начнет искать другие способы привлечь к себе внимание. И если его внутренние вопросы и конфликты неинтересны родителям, потому что «он ходит в школу, где у него есть друзья, а мы зарабатываем деньги и очень устаём на работе», то срабатывает механизм битья родителей палкой, который в подростковом возрасте выглядит как намеренное непослушание. Бросить грязные носки посреди комнаты, включить громко музыку, прогулять школу и услышать от родителей: «Ну сколько можно тебе говорить…», «Ты что тупой и с первого раза не понимаешь…»... Слышать подобное не очень лестно, но внимание получено, хоть и в таком ключе. «Плохая компания» - это тоже своеобразная палка, которой подросток пытается ударить родителей.

    Борьба за свои права и точку зрения. Указания, замечания и критика, которые сыплются со стороны родителей из лучших побуждений «воспитать» своего ребенка и «вырастить из него хорошего человека», не срабатывают в подростковом возрасте. Каждое замечание воспринимается подростком как ограничение собственных прав, и он начинает чувствовать никчёмность, невозможность иметь собственное мнение и делиться им в своей семье. Подобная ситуация возникает также, когда для решения возникших проблем собирается семейный совет, который состоит из папы и мамы, а подростка отправляют в детскую, чтобы не мешал общаться взрослым. Тогда ребенок ищет другую компанию, где его выслушают и где с его мнением будут считаться. Часто такой компанией оказываются те самые «плохие парни», которые сбивают ваше чадо с правильного жизненного . Только ребенок этого не понимает, для него важно, что в этой компании его слушают и слышат.

    Обида на родителя и желание отомстить. Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: «Вы мне сделали плохо – пусть и вам тоже будет плохо!». Это может произойти при разводе родителей, когда один из родителей ругает другого при ребенке, настраивая его против. Или тогда, когда родители больше любят младшего ребенка. Уход в плохую компанию может быть ответом на частые замечания или несправедливое наказание, которое осуществил родитель, не разобравшись в ситуации. Подросток при этом осознает, что поступает плохо, но делает это назло, не осознавая до конца, что вредит не родителям, а в первую очередь себе.

    Сдвиг неблагополучия из одной сферы жизни в другие. Представим, что у подростка не сложились отношения с девочкой в классе, которая ему нравится. Следствием могут быть нежелание идти в школу, плохая успеваемость, развитие комплексов и падение самооценки. Внешние проявления будут выражаться в грубых фразах: «Да, я тупой. Да, я ленивый. Да, я буду плохим». А так как в подростковом возрасте дети склонны к максимализму, то быть плохим для них значит драться, курить, ругаться матом, возможно даже, воровать... И искать поддержки у таких же плохих.

Выходит, что причины, по которым ребенок попадает в плохую компанию, лежат на поверхности - невнимание родителей, нежелание воспринимать ребенка на равных и уважать его мнение, проблемы в отношениях со сверстниками и внутренние комплексы.

Как действовать, чтобы вытащить ребенка из плохой компании

Во-первых, стоит чётко понять для себя, что никто не затаскивал ребенка в плохую компанию. Это его осознанный выбор, который, скорее всего, произошел под воздействием причин, указанных выше. Плохая компания – это коллектив, в котором мнение ребенка уважают, он занимает там своё место и чувствует себя взрослым. Никакие запреты и репрессии, принижающие значимость столь стремительно выросшей личности, не помогут сделать еще один осознанный выбор для того, чтобы выйти из уже привычного круга общения.

Задача родителей сводится к тому, чтобы повернуть ребенка «лицом к себе». Попробуйте взглянуть на мир глазами подростка. Дайте понять своему ребенку, что он является полноправным членом семьи.

Следуйте его советам, если вы считаете их справедливыми, а если вы не согласны, то аргументированно выражайте свою позицию на равных с подростком. Если подросток увидит возможность альтернативы, поймет, что в его семье его слышат и слушают, то его собственная самооценка будет расти и необходимость самоутверждаться за счет неблаговидных поступков отпадет сама собой.

Если же ваш подросток все-таки связался с плохими парнями и вернуть его в семью не получается, то надо действовать решительно. Подростка нельзя вытащить из плохой компании «вникуда». Помогите ему найти альтернативу дворовым посиделкам: тренажерный зал, автошкола, курсы по фотоискусству - все это позволит ему попасть в новый круг общения, где ребенок тоже будет чувствовать себя «своим», но при этом будет занят делом. Помните, что если ребенок попал в плохую компанию, значит не смог найти себе хорошую.

Если это не помогает, не бойтесь обращаться за помощью к психологам: если подростка серьезно «засосали» опасные связи, если у него появились зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая - любая) без советов специалистов вам не обойтись.

Влада Ворона