Зеленые зоны

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1007
"Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон"

В соответствии с частью 7 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.

Положение
об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1007)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов (далее соответственно - лесопарковые зоны, зеленые зоны).

2. Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.

3. Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды.

4. Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).

5. Границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.

6. Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны определяется в зависимости от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади территории муниципального района или субъекта Российской Федерации, в границах которого устанавливается зеленая зона (лесистости), и численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

7. Границы функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов.

8. Функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны.

В лесопарковой зоне, которая имеет хорошо сложившиеся, устойчивые природные ландшафты, сформированную рекреационную инфраструктуру либо в случаях, когда не требуется дифференциация режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться.

9. В лесопарковой зоне выделяются зона активного отдыха и прогулочная зона.

В отдельных случаях для сохранения мест обитания фауны и восстановления нарушенных природных ландшафтов могут быть выделены функциональные зоны - зона фаунистического покоя и восстановительная зона.

10. Зона активного отдыха выделяется в местах лесопарковой зоны с наибольшей рекреационной нагрузкой в целях их благоустройства и формирования эстетически ценных природных ландшафтов повышенной устойчивости. Площадь зоны активного отдыха занимает до 30 процентов площади лесопарковой зоны.

11. Прогулочная зона выделяется в менее посещаемых населением местах лесопарковой зоны для организации прогулочных и туристических маршрутов, заготовки и сбора в установленном порядке пищевых и недревесных лесных ресурсов. Площадь прогулочной зоны может составлять более 70 процентов площади лесопарковой зоны.

12. Зона фаунистического покоя выделяется в целях обеспечения оптимальных условий обитания и размножения диких птиц и зверей.

13. Восстановительная зона выделяется в местах лесопарковой зоны, где произошли гибель лесных насаждений либо существенное снижение их устойчивости и требуется длительное (в течение не менее 10 лет) осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству лесов.

14. Нормативы благоустройства зоны активного отдыха и прогулочной зоны в лесопарковой зоне устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

15. Подготовка документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны (далее - проектная документация) осуществляется по инициативе заинтересованного лица.

16. В случае разработки проектной документации по заказу органа государственной власти субъекта Российской Федерации проектная документация разрабатывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

17. В состав проектной документации включаются текстовые и графические материалы, содержащие в том числе:

а) сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых проектируются лесопарковые зоны и (или) зеленые зоны;

б) сведения из государственного лесного реестра о правах пользования лесными участками, включаемыми в границы лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны;

в) карты (схемы) лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, содержащие описание местоположения границ земельных участков (их частей), расположенных в границах соответствующей зоны;

г) выписка из государственного лесного реестра, содержащая перечень границ (кварталов, выделов) спроектированных лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, а также сведения о лесистости района;

д) схема разбивки лесопарковой зоны на функциональные зоны.

18. При проектировании лесопарковых зон и зеленых зон в их границы не должны включаться земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесопарковых зонах и зеленых зонах, а также территории, предусмотренные документами территориального планирования для размещения таких объектов.

19. Проектная документация подлежит согласованию с органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны, до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о ее утверждении. Срок согласования проектной документации не превышает 15 календарных дней со дня ее поступления на согласование в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны.

Проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если установление границ лесопарковой зоны или зеленой зоны приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, органом государственной власти субъекта Российской Федерации до принятия решения о ее утверждении. Срок согласования проектной документации не превышает 15 календарных дней со дня ее поступления на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства.

20. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня представления проектной документации рассматривает ее и принимает решение об ее утверждении или о направлении на доработку.

21. Функциональные зоны в лесопарковой зоне, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации.

Указанное решение должно содержать данные о площадях и границах зеленой зоны, лесопарковой зоны, входящих в ее состав функциональных зон.

22. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Положения, обеспечивает в установленном порядке внесение соответствующей информации в государственный лесной реестр.

В случае если осуществление полномочий, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано в установленном порядке органам государственной власти субъекта Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Положения, направляет его в Федеральное агентство лесного хозяйства для внесения в установленном порядке соответствующей информации в государственный лесной реестр.

Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, указанное в пункте 21 настоящего Положения, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

23. Изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением.

Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).

Зеленая зона

Зеленая зона

Зеленая зона - пояс вокруг населенного пункта, где сохраняются древесная растительность, кустарники, травяной покров и животный мир в целях создания условий для очистки среды от загрязнений, обогащения воздуха кислородом и поддержания условий для отдыха жителей. Зеленая зона в РФ составляет 50 км вокруг населенного пункта.

По-английски: Green zone

Синонимы: Защитная зеленая зона

См. также: Средообразующие территории Пригородные зоны

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Зеленая зона" в других словарях:

    зеленая зона - Территория вокруг и внутри городской застройки, занятая лесами, лесопарками и другими озелененными участками, выполняющая экологические функции и используемая для отдыха населения. Syn.: зеленый пояс … Словарь по географии

    Территория за пределами городской черты, занятая лесами, лесопарками и другими озелененными территориями, выполняющая защитные санитарно гигиенические функции и являющаяся местом отдыха населения (ГОСТ 28329 89.) EdwART. Термины и определения… … Экологический словарь

    Территория за пределами городской черты, занятая лесами, лесопарками и другими озелененными территориями, выполняющая защитные санитарно гигиенические функции и являющаяся местом отдыха населения Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    зеленая зона города - Территория за пределами городской черты, занятая лесами, лесопарками и другими озелененными территориями, выполняющая защитные и санитарно гигиенические функции и являющаяся местом отдыха населения. [ГОСТ 28329 89] Тематики озеленение … Справочник технического переводчика

    Снимок Багдада из космоса. «Зелёная зона» отмечена в правой верхней части снимка, на берегу Тигра Зелёная зона (англ. Green Zone) название района в центре Багдада (Ирак), где расположены иностранные и правительственные объекты. Содержание 1… … Википедия

    Снимок Багдада из космоса. «Зелёная зона» отмечена в правой верхней части снимка, на берегу Тигра Зелёная зона (англ. Green Zone) название района в центре Багдада (Ирак), где расположены иностранные и правительственные объекты. Содержание 1… … Википедия

    Зеленая зона города - 3. Зеленая зона города Территория за пределами городской черты, занятая лесами, лесопарками и другими озелененными территориями, выполняющая защитные и санитарно гигиенические функции и являющаяся местом отдыха населения Источник: ГОСТ 28329 89:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Территории вокруг городов и промышленных поселков, в том числе лесопарковые защитные пояса, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно гигиенические и рекреационные функции (закон Об охране окружающей природной среды … Экологический словарь

    Пригородная зеленая зона - территории вокруг городов и поселков, выполняющие средозащитные (средообразующие), экологические, санитарно гигиенические и рекреационные функции, с установленными режимами особого регулирования градостроительной деятельности и использования… … Официальная терминология

Книги

  • Зеленая зона , Алеников В.М.. Стоял душный июльский день, в его летнем мареве очертания крысы были весьма расплывчаты, она скорей угадывалась, чем виделась, и от всего этого возникало ощущение чего-то призрачного,…

Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон

В соответствии с частью 7 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.

Председатель Правительства Российской ФедерацииВ. Путин

Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон

1. Настоящее Положение устанавливает порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов (далее соответственно - лесопарковые зоны, зеленые зоны).

2. Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.

3. Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды.

4. Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).

5. Границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.

№ 50 в пункт 6 настоящего положения внесены изменения

6. Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны определяется в зависимости от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади территории муниципального района или субъекта Российской Федерации, в границах которого устанавливается зеленая зона (лесистости), и численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства .

7. Границы функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов.

8. Функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны.

В лесопарковой зоне, которая имеет хорошо сложившиеся, устойчивые природные ландшафты, сформированную рекреационную инфраструктуру либо в случаях, когда не требуется дифференциация режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться.

9. В лесопарковой зоне выделяются зона активного отдыха и прогулочная зона.

В отдельных случаях для сохранения мест обитания фауны и восстановления нарушенных природных ландшафтов могут быть выделены функциональные зоны - зона фаунистического покоя и восстановительная зона.

10. Зона активного отдыха выделяется в местах лесопарковой зоны с наибольшей рекреационной нагрузкой в целях их благоустройства и формирования эстетически ценных природных ландшафтов повышенной устойчивости. Площадь зоны активного отдыха занимает до 30 процентов площади лесопарковой зоны.

11. Прогулочная зона выделяется в менее посещаемых населением местах лесопарковой зоны для организации прогулочных и туристических маршрутов, заготовки и сбора в установленном порядке пищевых и недревесных лесных ресурсов. Площадь прогулочной зоны может составлять более 70 процентов площади лесопарковой зоны.

12. Зона фаунистического покоя выделяется в целях обеспечения оптимальных условий обитания и размножения диких птиц и зверей.

13. Восстановительная зона выделяется в местах лесопарковой зоны, где произошли гибель лесных насаждений либо существенное снижение их устойчивости и требуется длительное (в течение не менее 10 лет) осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству лесов.

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. № 50 в пункт 14 настоящего положения внесены изменения

14. Нормативы благоустройства зоны активного отдыха и прогулочной зоны в лесопарковой зоне устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства .

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. № 50 в пункт 15 настоящего положения внесены изменения

15. Решение о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо по предложениям заинтересованных органов местного самоуправления.

Решение о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны (далее - проектная документация) городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимается органами государственной власти Московской и Ленинградской областей по согласованию с соответствующими органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

16. Проектная документация разрабатывается по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных настоящего Положения, в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Подготовку проектной документации осуществляют лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству или землеустройству в установленном порядке (далее - разработчик).

17. В состав проектной документации включаются текстовые и графические материалы, содержащие в том числе:

а) сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых проектируются лесопарковые зоны и (или) зеленые зоны;

б) сведения из государственного лесного реестра о правах пользования лесными участками, включаемыми в границы лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны;

в) карты (схемы) лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, содержащие описание местоположения границ земельных участков (их частей), расположенных в границах соответствующей зоны;

г) выписка из государственного лесного реестра, содержащая перечень границ (кварталов, выделов) спроектированных лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, а также сведения о лесистости района;

д) схема разбивки лесопарковой зоны на функциональные зоны.

18. При проектировании лесопарковых зон и зеленых зон в их границы не должны включаться земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесопарковых зонах и зеленых зонах.

19. Проектная документация до ее представления разработчиком в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с органом местного самоуправления, в границах муниципального образования которого устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны.

В случае если установление границ лесопарковой зоны или зеленой зоны приводит к изменению границ эксплуатационных лесов, ценных лесов и резервных лесов, проектная документация до ее представления разработчиком в орган государственной власти субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий по установлению границ этих лесов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

20. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня представления разработчиком проектной документации рассматривает ее и принимает решение об ее утверждении или о направлении на доработку.

21. Функциональные зоны в лесопарковой зоне, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации.

Указанное решение должно содержать данные о площадях и границах зеленой зоны, лесопарковой зоны, входящих в ее состав функциональных зон.

22. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня принятия решения, предусмотренного настоящего Положения, обеспечивает в установленном порядке внесение соответствующей информации в государственный лесной реестр.

В случае если осуществление полномочий, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано в установленном порядке органам государственной власти субъекта Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня принятия решения, предусмотренного настоящего Положения, направляет его в Федеральное агентство лесного хозяйства для внесения в установленном порядке соответствующей информации в государственный лесной реестр.

Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, указанное в настоящего Положения, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

23. Изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением.

Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 50 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 14.02.2011);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 12.11.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.08.2017, N 0001201708280014).
____________________________________________________________________

В соответствии с частью 7 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 2009 года N 1007

1. Настоящее Положение устанавливает порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов (далее соответственно - лесопарковые зоны, зеленые зоны).

2. Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.

3. Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды.

4. Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).

5. Границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации , являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.

6. Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны определяется в зависимости от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади территории муниципального района или субъекта Российской Федерации, в границах которого устанавливается зеленая зона (лесистости), и численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 1128 .

7. Границы функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов.

8. Функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны.

В лесопарковой зоне, которая имеет хорошо сложившиеся, устойчивые природные ландшафты, сформированную рекреационную инфраструктуру либо в случаях, когда не требуется дифференциация режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться.

9. В лесопарковой зоне выделяются зона активного отдыха и прогулочная зона.

В отдельных случаях для сохранения мест обитания фауны и восстановления нарушенных природных ландшафтов могут быть выделены функциональные зоны - зона фаунистического покоя и восстановительная зона.

10. Зона активного отдыха выделяется в местах лесопарковой зоны с наибольшей рекреационной нагрузкой в целях их благоустройства и формирования эстетически ценных природных ландшафтов повышенной устойчивости. Площадь зоны активного отдыха занимает до 30 процентов площади лесопарковой зоны.

11. Прогулочная зона выделяется в менее посещаемых населением местах лесопарковой зоны для организации прогулочных и туристических маршрутов, заготовки и сбора в установленном порядке пищевых и недревесных лесных ресурсов. Площадь прогулочной зоны может составлять более 70 процентов площади лесопарковой зоны.

12. Зона фаунистического покоя выделяется в целях обеспечения оптимальных условий обитания и размножения диких птиц и зверей.

13. Восстановительная зона выделяется в местах лесопарковой зоны, где произошли гибель лесных насаждений либо существенное снижение их устойчивости и требуется длительное (в течение не менее 10 лет) осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству лесов.

14. Нормативы благоустройства зоны активного отдыха и прогулочной зоны в лесопарковой зоне устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 50 ; в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 1128 .

15. Подготовка документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны (далее - проектная документация) осуществляется по инициативе заинтересованного лица.
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

16. В случае разработки проектной документации по заказу органа государственной власти субъекта Российской Федерации проектная документация разрабатывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

17. В состав проектной документации включаются текстовые и графические материалы, содержащие в том числе:

а) сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых проектируются лесопарковые зоны и (или) зеленые зоны;

б) сведения из государственного лесного реестра о правах пользования лесными участками, включаемыми в границы лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны;

в) карты (схемы) лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, содержащие описание местоположения границ земельных участков (их частей), расположенных в границах соответствующей зоны;

г) выписка из государственного лесного реестра, содержащая перечень границ (кварталов, выделов) спроектированных лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, а также сведения о лесистости района;

д) схема разбивки лесопарковой зоны на функциональные зоны.

18. При проектировании лесопарковых зон и зеленых зон в их границы не должны включаться земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесопарковых зонах и зеленых зонах, а также территории, предусмотренные документами территориального планирования для размещения таких объектов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

19. Проектная документация подлежит согласованию с органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны, до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о ее утверждении. Срок согласования проектной документации не превышает 15 календарных дней со дня ее поступления на согласование в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны.

Проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если установление границ лесопарковой зоны или зеленой зоны приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, органом государственной власти субъекта Российской Федерации до принятия решения о ее утверждении. Срок согласования проектной документации не превышает 15 календарных дней со дня ее поступления на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

20. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня представления проектной документации рассматривает ее и принимает решение об ее утверждении или о направлении на доработку.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

21. Функциональные зоны в лесопарковой зоне, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации.

Указанное решение должно содержать данные о площадях и границах зеленой зоны, лесопарковой зоны, входящих в ее состав функциональных зон.

22. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Положения, обеспечивает в установленном порядке внесение соответствующей информации в государственный лесной реестр.

В случае если осуществление полномочий, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации , не передано в установленном порядке органам государственной власти субъекта Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Положения, направляет его в Федеральное агентство лесного хозяйства для внесения в установленном порядке соответствующей информации в государственный лесной реестр.

Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, указанное в пункте 21 настоящего Положения, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

23. Изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением.

Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Любого города или другого поселения. Она представляет собой территорию за пределами городской черты, занятую лесопарками, лесами и выполняющую охранную и санитарно-гигиеническую функции. Такие зоны образуют защитный лесной пояс и зачастую выступают местом для отдыха людей.

Основные функции и предназначение

Классифицируют зелёные зоны в зависимости от структуры и назначения территории. Внутри них выделяют особо охраняемые зелёные зоны. Также к ним относятся заказники, леса вокруг оздоровительных комплексов и другие территории с определёнными ограничениями природопользования.

Такие экологические системы выполняют ряд серьёзных функций, среди которых:

  • Улучшение состояния окружающей среды, а именно: обогащение воздуха кислородом, смягчение микроклимата и радиационного режима города, снижение уровня запылённости воздуха и концентрации в нём вредных химических веществ.
  • Рекреация. Зелёная зона создаёт оптимальные условия для отдыха людей на открытом воздухе.
  • Предохранение от перегрева почвы, стен зданий и пешеходных дорожек.

Кроме гигиенических и санитарно-оздоровительных функций, зелёные зоны также имеют эстетическое значение. Такие территории используют для строительства престижных жилых районов, что свидетельствует об их важной архитектурно-планировочной роли.

Зона зелёных насаждений

Зелёные насаждения, представляющие собой совокупность деревьев и кустарников и травянистых растений на определённой территории подразделяются на группы общего и ограниченного пользования.

К первой относятся набережные, бульвары, скверы, городские Вторая группа представлена участками школ, спортивных и детских комплексов, жилых территорий.

Независимо от категории назначения, зеленая зона играет главенствующую роль в процессе создания оптимальных условий для человека. Это касается не только очищения воздуха от загрязняющих веществ, но и снижения уровня шума, вибрации, защиты от ветров. Зелёные насаждения в целом положительно воздействуют на нервную систему человека, что благотворно влияет на жизнедеятельность и отдых населения.

Зона отдыха и рекреации

Потребность человека в отдыхе существует всегда, независимо от места его проживания.

Однако спрос на отдых на природе возрастает в зависимости от уровня жизни населения. По мере роста благосостояния растут требования к организации загородного отдыха.

Среди основных выделяют рекреационную, задача которой состоит в создании живого растущего леса, удовлетворяющего потребности массового отдыха населения. Таким образом, зелёные зоны отдыха соответствуют требованиям здорового, полноценного, а значит, с высокими санитарными, гигиеническими и эстетическими свойствами, отдыха.

Значение лесов зелёных зон

Леса зелёной зоны представляют собой совокупность лесных насаждений в пригородной зоне за пределами городской черты. Такие системы выполняют средозащитную роль и обеспечивают благотворные условия для отдыха. В зависимости от интенсивности посещения населением, наличия транспортной сети, отдалённости от населённого пункта и видового состава, различают такие типы:

  • лесопарковая;
  • лесохозяйственная.

К первой относятся территории, расположенные вблизи поселения и предназначенные для кратковременного отдыха.

Лесопарковая часть характеризуется живописными пейзажами, присутствием водных объектов и транспортных путей. Также в пределах данной части выделяют отдельные зоны: прогулочная, мемориальная, историческая, а также зона активного отдыха. Лесохозяйственная часть расположена за пределами города и выполняет в основном санитарную и средозащитную роль.

Правовые аспекты пригородных зон

Среди основных элементов правового режима зелёных зон выделяют запреты на:

  • осуществление хозяйственной и другой деятельности, негативно влияющей на выполнении основных функций данных зон;
  • ведение охотничьего и сельского хозяйства, разработку месторождений полезных ископаемых;
  • использование токсичных препаратов с целью охраны и защиты насаждений.

Особенности воспроизводства лесов, их использования и охраны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Охрана зелёного фонда предполагает организацию системы мероприятий, направленных на сохранность и нормальное функционирование зелёных зон, обеспечивающих нормализацию экологической обстановки и создание благоприятной окружающей среды. Также зелёная зона ограничивается доступностью определённых участков для рекреации и массового посещения населения.

Благоустройство территории

В последнее время роль зелёных зон как ресурса сферы отдыха значительно возросла. Для сохранения позитивного влияния таких территорий и предотвращения негативного воздействия необходима продуманная, тщательно спланированная система лесопользования. То есть очевидна важная роль благоустройства территории пригородных зон. Главной задачей такого благоустройства является разработка комплексных мероприятий, обеспечивающих стабильность и защиту свойств лесных фитоценозов.

Мероприятия включают природоохранную деятельность, регуляцию посещаемости, благоустройство рекреационных зелёных зон. На территориях массового посещения создают условия для отдыха населения: устраивают игровые, прокладывается густая тропиночная сеть, оборудуются транспортные стоянки. Кроме того, зелёная зона, участок которой является местом кратковременного отдыха населения, требует регулярной уборки сухостоя и бытового мусора. Любые мероприятия проводятся с учётом устойчивости зелёных насаждений к антропогенным нагрузкам.

Обозначение границ

На основании градостроительной документации устанавливается граница зелёной зоны. Что, в свою очередь, осуществляется с учётом интересов населения, муниципальных образований и субъектов градостроительной деятельности.

Зонирование территории пригородной зоны представлено в территориальных комплексных схемах городского планирования. Ещё в проект создания и развития лесного хозяйства вносятся рекомендации по обоснованию границ зелёной зоны. Также в качестве квартальных границ при устройстве лесов зелёных зон могут использоваться тропы, дороги, ручьи и реки.

Для городов и населённых пунктов, расположенных в безлесных районах, вместо зелёной зоны должны быть предусмотрены защитные полосы зелёных насаждений, расположенные со стороны господствующих ветров. Ширина таких полос индивидуальна для конкретных населённых пунктов.