Отличия обычая от традиции. Обычаи и традиции в России. Характер русских Но предложить ты все таки обязан

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, УСТОИ.

Цель лекции:

1. Объяснить логику появления и существования традиций и обычаев.

Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным и логичным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция.

Традиция (от лат. «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Некоторые люди такие понятия, как обычаи и традиции объединяют в одно целое. Однако это не совсем верно. Чаще всего, когда речь заходит о передаче основ общественного устройства своим потомкам, речь идёт о передаче традиций. Если речь идёт о передаче обрядов свадеб, похорон, праздников, то говорят об обычаях.
Если речь идёт об общепринятой национальной одежде народа, то это традиция, поскольку касается всего народа в целом. Если у какой-то части народа к национальной одежде добавляется своё украшение, то это уже обычай, касающийся данной части народа. Такой обычай может превратиться в традицию, если будет принят всем народом. Скорее всего, именно так разные обычаи становились общей традицией.

То есть различные обычаи и создают общепринятые традиции. Поэтому люди и отождествляют традиции, обычаи и обряды в одно понятие, хотя это и не так. Традиция сразу не рождается. Она появляется из устоявшихся обычаев. А обычаи рождаются из жизни и поведения людей сами.

В начале 20 века русский фотограф изобретатель С.М. Проскудин-Горский изобрёл технику цветного фотографирования. Сделал он это автономно в одно время с французами, братьями Огюстом и Луи Люмьер, которые и считаются официальными изобретателями цветного фото. Проскудин-Горский запечатлел на своих снимках именно людей в национальных одеждах, считая, что эту традицию нужно запомнить документально. Благодаря ему мы имеем представление о национальных одеждах народов России.

1. Ежегодные обычаи.

Практически у всех народов существовал ПРАЗДНИК УРОЖАЯ. Исключение составляли народы, которые могли получать в год по 2-3 урожая. Для них это не было таким знаменательным событием. Основная же масса населения Земли получала урожай один раз в году и старалась это событие пышно отпраздновать. Этот праздник был символом изобилия. После этого праздника принято было играть свадьбы, причём не только у христиан, мусульман, или представителей других религий. Весной продуктов уже не хватало. Этот обычай пришёл к нам из языческих времён. Свадьбы праздновали все, поскольку сразу после сбора урожая продуктов было вдоволь, а работы прекращались по причине окончания уборки. Праздник урожая, естественный и логичный праздник.

Сегодня праздник урожая празднуется не так пышно как раньше. Празднуют его только крестьяне. Происходит это по нескольким причинам.
- Уборкой урожая занимается не всё население, а лишь малая его часть. Например, в США в сельском хозяйстве работает всего 3% населения. Для остальных людей это ни о чём не говорит. В средние века в сельском хозяйстве работало около 90% населения.
- Сейчас с окончанием уборки урожая, работы на земле не заканчиваются и практически продолжаются круглый год. Новая система агротехники интенсивно эксплуатирует почву. Раньше люди использовали одно поле один раз в два, или в три года. То есть один год поле работало, а два года отдыхало. Сегодня поля не отдыхают. Их активно удобряют минеральными удобрениями. Часть полей засеивается на зиму, а раньше так делали достаточно редко. Иными словами, в сельском хозяйстве зимнего простоя сейчас не бывает.
- Появилось много других пышных праздников, которых раньше не было, в том числе и таких, которые отмечаются в одно время с праздником урожая.

Очень пышно праздновались в народе проводы зимы. На Руси этот праздник известен под названием МАСЛЕНИЦА. Пережить зиму было не просто. Центрального отопления у крестьян не было. Необходимо было заготовить дрова. Избы были небольшие, с тем, чтобы легче было их согреть одной печкой. В этой же печи и готовили пищу. Зимой всё население было привязано к своим домам, как источникам тепла. Поэтому проводы зимы люди праздновали с большой радостью. Приходился этот праздник на период весеннего равноденствия. Во время празднования Масленицы на Руси было принято сжигать чучело зимы. В разных местах Руси этот обычай праздновался со своими деталями. Где-то сжигали чучело, обмотанное гороховой соломой. Она хорошо горит. Такое чучело называли шутом гороховым. В Костроме чучело называли «костромой».

В разных местах этому празднику посвящали разные песнопения, но смысл и время праздника всегда остаётся прежним. Этот обычай так же пришёл в наше время из языческих времён. Православная церковь масленую неделю празднует накануне начала строгого пасхального поста. Всю масляную неделю люди пекли блины, пироги и шли народные гуляния. В четверг считалось традицией тёщам приготовить блины своим зятьям и угостить их. Масляное воскресенье называется прощённым. В этот день все люди просят друг у друга прощенье. До революции в прощённое воскресенье устраивались кулачные бои стенка на стенку. Это особый обычай. То есть, выстраивались напротив друг друга взрослые парни и мужики в количестве до нескольких десятков человек. По команде сближались и начинали биться. Правила были строгие. Если боец падал, то выбывал из боя. Бить лежачего бойца было нельзя. Бой не должен был быть травматичным и неоправданно жестоким, но кровь от травм считалась обычным явлением. Продолжался бой до полной победы. После боя, противники обнимались и просили друг у друга прощенье.

Наиболее яркими обычаями по праву считаются свадьбы. В наши дни этот обряд сохранён и люди устраивают пышные свадьбы, чтобы оставить память об этом событии. Но не только. Свадьба не просто радостный праздник. Это событие, которое не только делает многих людей ответственными за жизни и счастье молодой семьи, но и молодую семью делает ответственной перед всеми присутствующими за свою совместную жизнь, которую они обещают создать на свадьбе. То есть, свадьба, это не только праздник, но и взаимные обязательства. А как иначе? Жених с невестой и их родители приглашают на свадьбу всех тех, кого они уважают. Это приглашение можно рассматривать как заявление о том, что они не просто приглашают гостей, но обещают честно и достойно создать семью. В свою очередь, каждый, кто приглашён на свадьбу, должен в дальнейшем оказывать посильную помощь молодой семье в случае, если к нему за помощью обратятся. Так что свадьба, это не просто застолье. Это не просто сбор подарков. Это важное жизненное событие.

У мусульман принято дарить на свадьбах только деньги. Эти деньги отдаются родителям молодых. Но родители должны предоставить детям, и жильё, и мебель, и всё необходимое для жизни вплоть до одежды и посуды. Соответственно они несут все затраты по организации свадьбы. Деньги, полученные на свадьбе от гостей, как правило, не могут возместить родительские расходы.

У христиан можно дарить всё. И деньги, и подарки. Всё отдаётся молодым. Родители платят за свадьбу. Но в этом смысле различия у мусульман и христиан не существенны.

Перед свадьбой принято договариваться о свадьбе. Это называется сговор и оканчивается он помолвкой, или обручением. Старшие представители жениха приходят договариваться с родителями невесты. Представителями могут быть и не родственники. Обычно это сваты, но присутствие родителей жениха обязательно.

Сваты соблюдают обрядность события. Родители жениха и невесты узнают о намерениях молодых и если они положительны, то происходит договор о сроках свадьбы. Жениха и невесту обручают обручальными колечками. С этих пор им можно общаться на людях, но до свадьбы жить вместе нельзя. Для чего это делается?

В случае, если кто-то из молодых передумает жениться, то все приготовления будут остановлены и свадьба не состоится. В этом случае молодые не связаны никакими обстоятельствами и могут найти себе других избранников. То есть, молодым даётся время, для того, чтобы приглядеться друг к другу получше. Кольца возвращаются жениху, поскольку их покупают родители жениха для обручения.

Договор может и не состояться. Если жених не нравится невесте, она может сразу отказаться от него. Это событие становится позорным для жениха, поэтому он должен быть уверен в том, что девушка даст согласие на брак.

На Украине, в Белоруссии, в Молдавии, в России и у многих других народов, принято было выносить незадачливому жениху тыкву (гарбуза). Это был позорный знак отказа. Почему позорный? Потому что, если жених видит, что не нравится девушке, но продолжает проявлять настойчивость, то получив тыкву, он уже не имеет права прислать к этой девушке сватов во второй раз. То есть, девушка имеет возможность избавиться от назойливого жениха раз и навсегда.

У мусульман тоже существует подобный обычай. Если невеста на свадьбе ударит при всех жениха плетью, то свадьба не состоится. Однако и жених и сама невеста считаются опозоренными в глазах гостей и всего общества.

Сегодня многие молодые люди стремятся заработать большие деньги и только потом жениться, чтобы самим оплатить свои расходы. Не хотят зависеть от родителей. В этом случае возникают две проблемы, из которых трудно выбрать худшую. Во-первых; такое положение может быть оскорбительным для родителей. Родители, как правило, готовы влезть в любые долги, чтобы исполнить свой долг перед детьми. Во-вторых; процесс зарабатывания денег может продлиться неизвестное количество лет. Это может лишить человека возможности создать собственную семью.

Отдать девушку замуж без сватовства всегда считалось позором. По логике свадеб получалось, что никто не заинтересован в защите интересов молодых. Никто даже не знает о том, что появилась новая семья. Нет свидетелей тех обязательств, которые берёт на себя жених и его родители. Поэтому девушку не принято отдавать за муж тайно. И не важно, платится ли за неё калым, или она венчается в православном храме, смысл всегда один. Семейные обязательства должны быть публичными и откровенными.

В трудные времена, когда гости не в состоянии были сделать подарки, а родители собрать богатое застолье, свадьбу всё равно старались сыграть. Зачастую это делалось общими усилиями, но свадьба всё равно становилась запоминающимся, радостным событием. Даже и подарки делались самые скромные, но свадьбы делались.

Любые спекуляции в этом плане ничего хорошего не обещают. Раньше, зачастую, родители сами решали за кого выдавать своих дочерей и на ком женить своих сыновей. Многие действовали по принципу материальной заинтересованности. То есть, старались породниться с богатым женихом, или богатой невестой. Зачастую молодые невесты выходили замуж за престарелых женихов и наоборот.

Такая ситуация породила ещё один обычай. Это похищение невесты. Поступок радикальный, но решающий сразу все проблемы, в том числе и с затратами на свадьбу. Логика похищения проста. Похищение незамужней девушки женихом ставит её в разряд то ли опозоренных, то ли замужних женщин. Зато похититель может тут же отказаться от неё и оставить опозоренной. Родители невесты, которые не смогли помешать похищению, выглядят нелицеприятно среди людей и готовы отдать дочь за похитителя, лишь бы соблюсти все необходимые обряды и заручиться поддержкой родственников и свидетелей. Даже, если перед этим они данному жениху публично отказали. При этом они стараются сделать всё, чтобы похищение осталось в тайне. Если же родители принципиально не признают жениха-похитителя, то невеста без свадьбы становится его женой. Это и понятно. Ни один жених, после похищения, её уже не посватает.

Впрочем, нередкими были и случаи предварительного сговора о похищении, жениха с невестой, жениха с родителями, жениха с родителями и с невестой для того, чтобы избежать расходов связанных с проведением большой свадьбы. Здесь логика очень проста. Если девушку похитили, но замуж не взяли, то это считается позором. Если же её похитили, но после многочисленных разбирательств и выяснений отношений, (порой переходящих в драки,) семья всё же создалась, то имидж невесты даже приобретает некий романтический оттенок. Поэтому похищения иногда даже инсценируются на богатых свадьбах.

ПОГРЕБЕНИЕ.
Что может быть не менее значимым, чем свадьба? Конечно похороны умершего человека. В Библии упоминается о том, что человек предавший земле покойника достойно выглядит перед Богом, но после похорон он должен очиститься. И сегодня существует обычай мыть руки после участия в похоронах.

Как показывает жизнь, женятся далеко не все люди, а умирают все. Смерть делает обряд погребения обязательным. Наши предки хоронили умерших в земле, чтобы их не оскверняли звери и птицы. Ведь речь щла об умерших родственниках. Но отношение и к незнакомым умершим было таким же. Впоследствии были придуманы обряды захоронения в гробах. Гроб символизирует лодку, в которой умерший отправляется в другой мир. Среди верующих людей принято придавать похоронам особый смысл. Ведь это последний путь человека в другой мир. У православных христиан принято хоронить людей в земле. В Индии, Японии и других странах, мёртвых людей кремируют. Сжигают. Материалисты следуют и общим религиозным традициям и кремируют покойников.

У христиан принято покойников держать дома от одного, до двух дней. Это делается для того, чтобы с покойным могли попрощаться те, кто находится далеко и не может быстро приехать на похороны. В день похорон умершего принято отпевать в церкви, или дома. Из дома гроб принято нести на руках по улице, где жил покойник. На кладбище происходит обряд прощания, когда родственники целуют покойного в лоб. Желающие могут высказаться о покойном вслух, но об умерших принято говорить или хорошо, или ничего. После опускания гроба в могилу, каждый присутствующий бросает в могилу три щепотки земли в знак прощания. После похорон люди отправляются на поминки. За поминальным столом не принято стукаться бокалами. Застолье бывает недолгим. Поминается похороненный человек, а так же вспоминаются умершие родственники. На похоронах умерших детей спиртное не употребляется.

Потом родственники собираются на поминание умершего через 7 дней. Более пышно поминается умерший на сороковой день. Считается, что в течение 40 дней душа умершего человека ещё скитается, а на 40 день оказывается там, где ей должно быть. В день похорон на могиле устанавливается крест, а через год, к годовщине смерти, принято ставить памятник. Но всё это по достатку.

У мусульман похороны принято завершать до захода солнца в день смерти человека. Никого не ждут. Мулла совершает свои молитвы и обряды. Умершего несут на кладбище только мужчины. Женщины на кладбище не ходят. Поминают умершего семь дней подряд. Эти поминки не столько застольные, сколько рассудительные. В каждый день люди говорят о жизни, смерти, о Боге, о вере итд. Семью умершего стараются не оставлять без внимания, чтобы ей легче было привыкнуть к утрате. 40 день у мусульман так же отмечается, как и годовщина.

Похоронные обычаи и ритуалы довольно разнообразны и описать их можно только в специализированной работе в очень большом объёме. Все они логически обусловлены. Здесь описываются только самые общие правила. Люди учатся им, участвуя в похоронах умерших людей. На похороны наиболее известных и уважаемых людей приходит большое количество людей. Но количество людей на похоронах не говорит о том, каким был человек при жизни. Важно с какими мыслями приходят люди на похороны и как потом вспоминают умершего. Хорошо, или плохо.

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ОБЫЧАИ.

Таких обычаев немало. Они присущи каждому народу, поскольку логически обусловлены одинаковыми обстоятельствами. Возьмём простой случай, связанный с тем, что молодой человек уступает место в транспорте. Это не просто элемент воспитанности. Это общепринятый обычай, который видоизменился, но суть его осталась той же. Общественного транспорта ещё не было, но у каждого народа было принято, чтобы младшие не просто уступали место, но вставали в то время, когда к ним подходил старший по возрасту. Причём разница в возрасте значения не имела. И сегодня принято вставать если к вам подошёл человек и начал с вами разговор. Причём даже если он одного с вами возраста. Просто считается невежливым, если вы будете разговаривать сидя с человеком, который стоит перед вами.

В древней Спарте разрешалось не вставать перед старшим по возрасту, если у него не было детей. Объяснялось это просто. Его дети ни перед кем не встанут.

Не принято было сидя разговаривать с женщинами. Это считалось правилом дурного тона и воспитанная женщина не стала бы продолжать разговор с сидящим перед ней собеседником, если он, конечно, не инвалид. Сегодня у многих народов принято уступать место стоящим в транспорте не только пожилым людям или беременным женщинам, но просто людям более старшего возраста. Это воспринимается не как помощь в трудной ситуации, а как дань уважения.
Такое уважение до революции проявляли к женщинам все мужчины, но с развитием феминизма люди стали воспринимать вежливость мужчин к женщинам в транспорте, как домогательство.

Интересно, что до революции у аристократов и мещан был обычай при встрече с беременной женщиной снимать шляпу. Дань уважения материнству.

ИНТЕРЕСНЫЕ ТРАДИЦИИ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ.
Мне представляется интересными некоторые обычаи у японцев. В году у них отмечается день мальчиков, и отдельно день девочек. Эти дни посвящены именно детям до 6-7 лет. В эти дни они обязательно наряжаются в самую красивую одежду и им всё можно.

В японских школах традиционно проводится урок еды. Каждый день двое учащихся занимаются сервировкой школьного обеда для своего класса. Таким образом, ученики изучают японские застольные традиции сервировки, приёма пищи, поведения за столом.

В Италии, в канун наступления нового года, принято выбрасывать из окон на улицу старые вещи. Считается, что они останутся в старом году, а семья в новом году приобретёт новые.

В Финляндии и Норвегии не принято хвалить публично человека. Это считается грубой лестью и может даже повредить тому, кого ты хвалишь.

В Китае не принято дарить ничего связанное с числом 4. Это число символизирует смерть. Там же не принято даже этажи обозначать цифрой 4. Они так и идут 1,2,3,5,6,

В Индии не принято благодарить за подарок. Это считается правилом плохого тона. Можно хвалить подаренную вещь.

В США не принято платить за женщину в такси, открывать ей дверь, доносить за неё вещи... поскольку она может это принять за сексуальное домогательство и обратиться в органы с жалобой.

В Греции не принято хвалить в гостях утварь или картины хозяев. Согласно обычаям, хозяин должен будет её вам подарить.

В Грузии не принято оставлять бокалы гостей пустыми. Гость может пить, или не пить, но его бокал всегда будет полным.

Слова приветствия у разных народов разные. Китаец при встрече спрашивает: "ты ел?", иранец скажет: "будь весел", зулус предупредит: "я тебя вижу".

Устой, прочная, укоренившаяся традиция, основополагающее начало, основа чего-либо (отсюда выражения √ «нравственные У.», «общественные У.»).

  • - массивная опора, состоящая из собственно устоя обсыпного типа и берегового быка с перекрытием пролета между ними переходной фермой...
  • - Устой обсыпной массивная концевая опора, глубоко входящая в тело насыпи, так что конус ее выступает за переднюю стенку устоя в сторону реки....

    Технический железнодорожный словарь

  • - I Усто́й прочная, укоренившаяся традиция, основополагающее начало, основа чего-либо. II Усто́й в сооружения х, 1) крайняя опора Моста, расположенная в месте его сопряжения с берегом...
  • - Устой в сооружения х, 1) крайняя опора моста, расположенная в месте его сопряжения с берегом. 2) Сооружение, сопрягающее водосбросную часть плотины с земляной дамбой, зданием ГЭС и т.п. или с берегом...

    Большая Советская энциклопедия

  • - общие категории элементов лада. Устой как основная категория подчиняет себе неустой. В мажоре и миноре устой и неустой выражаются в функциях тональных...

    Большой энциклопедический словарь

  • - УСТО́Й, -я, муж. 1. Береговая опора гидротехнического сооружения, а также вообще опора какого-н. сооружения. Мостовые устои и быки. Кирпичные устои ворот. 2. мн. То, что сложилось, устоялось, основы...

    Толковый словарь Ожегова

  • - УСТО́Й 1, -я,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - УСТО́Й 2, -я, м. Сгустившийся слой на поверхности жидкости, напр. сливки на поверхности молока...

    Толковый словарь Ожегова

  • - УСТО́Й, устоя, муж. 1. Береговая опора моста. Устои и быки нового моста из бетона. 2. перен., только мн. Основы, начала...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - усто́й I м. разг. см. устои I II м. разг. см. устои II III м. 1. разг. Сгустившийся слой на поверхности какой-либо жидкости. 2. местн. Сгустившийся слой на поверхности молока; сливки...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - уст"...

    Русский орфографический словарь

  • - См. СОБЛАЗН -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

  • - прил., кол-во синонимов: 1 устоявшийся...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

"Устой (традиция)" в книгах

«Традиция»

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Традиция

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Традиция Как сказал Жирный Тони, Сократа приговорили к смерти, потому что он разрушал нечто такое, что работало – в глазах афинского истеблишмента – без каких-либо нареканий. Вещи слишком сложны, чтобы их можно было выразить словами; поступая так, вы убиваете в людях

Традиция фэн-шуй

Из книги Календарь мудрецов древности до 2018 года. Узнай правду о любом человеке автора Зюрняева Тамара

Традиция фэн-шуй Энергии Вселенной представляют собой мощную, почти магическую силу Все, что существует во Вселенной, вибрирует и соединяется между собой благодаря этой силе.Каждый человек – это микровселенная, и от того, как он настроен на ритмы, вибрации Вселенной,

Традиция

Из книги Язык символов [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Традиция Сказка принадлежит устной традиции, передававшейся из поколения в поколение. Поэтому трудно определить, когда возникли сказка и миф, а еще труднее говорить о возможных изменениях, которым они подвергались в течение истории. Тем не менее, можно смело утверждать,

Традиция

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Традиция В течение столетий Тибет оставался закрытым для иностранцев. До европейцев, равно как и до жителей других частей света, доходили лишь слухи и легенды об удивительной стране в Гималаях, где живут мудрые люди и сохраняются древние традиции.Одна из таких традиций –

С Традиция

Из книги Бог в поисках человека автора Кнох Венделин

С Традиция

2. Традиция.

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

2. Традиция. - Поскольку общество - это совместная жизнь людей, формы и содержание которой определены некоторым прошедшим, непрерывно меняются, будь то неприметно с течением времени, или во внезапных кризисах, оно существует не из ничего в одном лишь настоящем, но живет

235. ТРАДИЦИЯ

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

235. ТРАДИЦИЯ Не передвигай межи, установленной отцами.Библия - Притчи, 22:28Мы есть сыны наших отцов: сыны, а не гробы.Бердичевский раввин - АракинТрадиция не предполагает неподвижности и покоя: она выражает бесконечность природы и истории.Блум - Новые

1. Традиция

Из книги Единственная сверхдержава автора Уткин Анатолий Иванович Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Православие могучий устой нашей государственности

Из книги Православие и грядущие судьбы России автора Рождественский Архиепископ Никон

Православие могучий устой нашей государственности Гремит гроза Божия над грешным миром. Сверкают молнии гнева небесного над народами земли. Пламя войны разгорается с неудержимою силою, и с наступлением весны неизбежны великие, небывалые в истории битвы миллионных

Лекция №5. Традиция жрецов и традиция пророков

Из книги Революция пророков автора Джемаль Гейдар

Лекция №5. Традиция жрецов и традиция пророков 1. Возможность восприятия - отправная точка в раскрытии значения традиции Мы начинаем пятую беседу на тему «Традиция и реальность». Каждый раз, возвращаясь в начале очередной беседы к этой теме, я ощущаю чувство

«Устой традиций надо соблюдать. Пускай не раз ответят вам отказом,
Конечно - дама может и не дать, но предложить ты ей всегда обязан».
<А.Верту>

Мы не без комплексов, но стойкие (морально).
Не о-за-бо-че-ны! - и в «спаме» не сильны,
И, несмотря, что любим виртуально,
Все мысли наши - вам посвящены!

Устой традиций мы надежно соблюдаем!
Ведь к сердцу женскому порой нелегок путь.
Когда не любят нас, мы искренне страдаем.
Нас, как ребенка, - просто обмануть!

Мы недалЁки, и банально полагаем,
Чтоб получить, нам не придется долго лгать,
И раз «обязаны», - мы смело предлагаем (!)
Чего совсем… не нужно… предлагать.

Пусть не покажется вполне обыкновенным,
Секреты женские известны - и мечты.
Какие качества в мужчинах очень ценны? -
Надежность, Ласка, Честность и… Цветы.

Мы ублажаем Женщину НЕ членом!!!
Не столь физически, сколь «образно», - в душе!
Хотя для нас привЫчней… вкус измены,
И видеть женщин - в полном ни-гля-же!

И пусть не раз ответят нам отказом, -
Конечно, Дама… может и… НЕ дать!
Но раз мужчина предложить обязан, -
«Устой традиций» нам ПРИДЕТСЯ соблюдать!!!

* Анкета: «Кого я хочу найти: ЗАКОМПЛЕКСОВАННЫЕ, МОРАЛЬНО НЕУСТОЙЧИВЫЕ, СЕКСУАЛЬНО ОЗАБОЧЕННЫЕ, ЛЮБИТЕЛИ ВИРТ.СЕКСА И СПАМА...вы меня уже достали...и ваши мысли мне не интересны! Устой традиций надо соблюдать, И пусть не раз ответят вам отказом, «Конечно, дама может и не дать!» Но предложить ты ей всегда обязан. ВОТ МНЕ ЭТО НЕ НУЖНО ПРЕДЛАГАТЬ! З.Ы. Удовлетворяет женщину не половой член, а МУЖЧИНА. Причём не столько как физическое тело, столько как ОБРАЗ, в той или иной степени соответствующий каким-то критериям») см.: , прим. - приводится с учетом возможных изменений, которые могут вноситься пользователем в содержание этой страницы.

* Комментарий автора: Вот так показательно разбегаются произведения с национального сервера поэзии Стихи.ру по всемирной сети, порой видоизменяясь под незатейливым пером других, которые без стыда используют чужое и всяк – в своих целях. Не избежало этой участи и произведение «Тост» Александра Верту про устой традиций, которое в силу своей простоты, лаконичности и оригинальности понятного всем смысла завоевало головокружительный успех. Стоит только набрать про «устой традиций» в поисковой системе, как результат покажет, что сегодня этот «тост» можно встретить на тысячах страниц пользователей Интернета, правда без ссылок на автора, который, наверное, даже не подозревает о масштабах широкой известности его творения. А между тем, барышни уже «стонут» от навязчивости брутальных кавалеров, домогающихся их столь обычным намеком. Хотя, тост этот, по всему видно, был задуман как сугубо мужской, в смысле - для мужской компании, но так уж устроены эти мужчины, что они всегда будет предлагать… выражая женщине свои намерения, а каким способом - это зависит от конкретного мужчины, его чувства к женщине, личных качеств, воспитанности и пр. Что же касается удовлетворения, то в каждом конкретном случае, «образом» или «телом»? Это – даже не вопрос, - бывает, что... и тем, и другим одновременно, все это – индивидуально для каждого. Мы все - разные. И каждому нужно не одно и то же. Можно искренне посмеяться над тем, как легко некоторые «барышни» судят о мужчинах вообще, исходя из личного опыта взаимоотношений и, возможно, не с лучшими представителями.

обычай, устой

Альтернативные описания

То же, что характер

Характер

Обычай, уклад общественной жизни

Характер с закидонами

. "Волк меняет шкуру, но не..."

. "Жена не бьет, а под свой... ведет"

. "Заменитель" характера

. "И дивный взор, и кроткий..." (песен)

. "Нос крив, и... не прав" (посл.)

. "Характерный" синоним

. "Вспыльчивый... не бывает лукав" (посл.)

Брыкастый характер

Буйный у дебошира

Вспыльчивый... не бывает лукав

Душевный уклад

Кроткий...

Кроткий у тихони

Крутой или кроткий

Крутой характер

М. вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем знач.); ко нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. животном не может быть такого разлада: там нрав и ум, воля и рассудок, слиты нераздельно в одно в побудки (инстинкт); и человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга. Общее выраженье свойств человека, постоянных стремлений воли его; характер; нрав тихий, кроткий, буйный, крутой, и пр. этом знач. нрав человека: природный, прирожденный, естественный, поскольку всяк родится с известными наклонностями, расположеньем; и выработанный, сознательный и возрожденный, насколько человек успел согласовать в себе сердце и думку. То же свойство целого народа, населенья, племени, не столько зависящее от личности каждого, сколько от условно принятого; житейских правил, привычки, обычая; бол. говор. нравы. Доколь Коран будет основою всего быта мусульман, дотоль зверские нравы их неизменимы. Нравы животных, образ жизни по побудке. Нравом хорош, да норовом негож, односторонним упорством; здесь нрав принято в общем знач. своем, а норов, то же слово, в частном и дурном. Он мне пришел или пришелся по нраву, по обычаю, по вкусу, по желанью. Нрав на нрав не приходится, нравы различные. Всяк своему нраву работает. На женский нрав не угодишь (не утрафишь). девушки нрав косою закрыт. Как бы всякому по нраву (невесту), так бы и царства небесного не надо. Нравный, ко нраву относящийся. Нравное различие, нравственное. Что нравится, что пришлось по нраву, приятный, угодный, желанный. Нравное дело не спор, о вкусах не спорят. Нравен ли тебе жених? обычный вопрос невесте. Что кому нравно, то и забавно (то и любо). Не то хорошо, что хорошо, а то, что нравно. Своенравный, норовистый, упрямый, причудливый, своевольный, на которого трудно угодить. Нравность ж. свойство или состоянье того, что понравилось. Нравить кого, полюбить, найти себе по нраву, по вкусу, облюбовать. Он ее понравил, нашел по мыслям себе. Нравиться, быть угодну, любу, приятну; придтись по нраву, по вкусу и по желанью; полюбиться кому, показаться. понравил это сукно, оно мне нравится, понравилось. Понравился кобыле ременный кнут. Нравственный, противопол. телесному, плотскому: духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противопол. умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, без укорной нравственности. Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполненья законов, вторая же ставит судьею совесть и Бога. Нравописанье ср. описанье нравов, обычаев, быта, рода жизни народа; этнография. Нравописательный, этнографический. Нравописатель м. нравописательница ж. человек, описывающий жизнь и быт народа. Нравоученье ср. ученье о нравственности; нравственная философия; всякое честное поученье, наставленье к добру, особенно как заключение, вывод из какого-либо случая, рассказа. Сухие нравоучения детям докучают. Нравоучитель м. нравоучительница ж. дающий поучения, наставленья. Нравоучительный, поучительный, наставительный. междометие понудительное, понукательное: пошел, ступай; не дури, смирно. Да ну, иди, что ли! Ну, соколы, в горку! Все ну, да ну, а птрукнуть-то и некому. Ну, что же молчишь? Полно, отстань, отойди, отвяжись, не замай. ну, тебя, говорят! Ну не едет, птру не везет. Ты ну, я ну, а выехать не на чем. Ну, да ну, а сам ни с места! На птру, ни ну. Междомет. угрозы, вызова. ну-ну! ударь, коли смеешь... ну еще! ну, подойди-ка! Ну, сунься! Ну, я же тебя, погоди! Междомет. брани, проклятий. Ну тебя, отвяжись, пропади. Ну вас всех к семи чертям! Междомет. изумленья. Ну, брат, выкинул же ты штуку! Ну, вот это лошадь, так лошадь! Ну, как я уморился! Ну? полно, неужто? Союз близкий по знач. с междомет. давай, начал, начнем. Вот он, ну его бить! новые друзья ну обниматься, Крылов. Сиб. ась, чего, что, что надо? отклик на зов. Союз убежденья, ободренья и пр. Ну, полно тебе упрямиться. Ну, пожалуйста, для меня. Союз согласия или уступки: пожалуй, да, так, ладно, хорошо, слушаю сев. и вост. Приходи же завтра; "ну". Кланяйся своим! "Ну, ну!" Иногда прибавляют частицы: ин, се, то-то и др. Ну-се, ну ладно; ну, ин поди, пожалуй. Ну то-то же, смотри же, помни. Ну-ну, какой сердитый, ой-ой! Ну-ка, ну-тка, вызов к чему; вы, нынешние, ну-тка! Грибоедов. Ну-касе, поди сюда! Ну что с ним делать, пусть его. Во многих случаях ну может быть принято и за союз, и за междометие, напр. Ну, как бы я не поспел, беда бы! Ну сказывай, я слушать стану, иногда ну как бы только усиливает, подтверждает: Ну, смотри же, не прозевай! Ну конечно; ну разумеется; ну вот еще! Как окрик на лошадей: ну, пошел, ступай, или: не шалить! Птру, с-с, стой; этому с-с противопол. понукательный свист и чмоканье. Волов погоняют: гей; правого или подручного соб, левого или бороздинного сабе, а останавливают чмоканьем, понудительным для коней. Ну-ка, ну-тка, ну же, а во мн. нуте, нутет-ка, нуте же, ну, давай, берись, делай, ну что ли. Ну-ка, за дело. Нутет-ка, берись дружище. Ну-тка, подойди, сунься! Люди ну молотить, а мы ну-тко замки колотить! Нукать, нукнуть, нукивать, понукать, понуждать, нудить, гнать, торопить, погонять, ободрять покрикивая ну! Нукни на него, что он ровно сонный! Мы с ним нукались, понукали друг друга. Нечего нукать, и сам свезешь (не торопи). Что нукнешь, то и уедешь. Нукать нукай, да не пришлось бы и птрукать. Не нукнешь, и не уедешь. Нукали, нукали, да стали птрукать, поспешая, дело испортили. Из этого коня не вынукаешь рыси. Донукались до того, что стали. Занукал опять. Совсем занукались едучи, замучились понукая. Изнукали коней, и сами изнукались. Нанукаемся еще вдоволь. Понукай его чаще, вместо понукивай. Понукали, да и стали. Пронукали весь перегон. Вишь, разнукался! Нуканье ср. действ. по глаг., понуканье. Нукальщик м. нукальщица ж. нутник, нутница (нудник?); нукала об. понукала, понукальщик, погоняла, кто ободряет или погоняет, понукает, нукает. Барыня наша такая нутница, что швеям покою нет от нее; а у барина, к сказочнику приставлен нукала, чтобы тот не дремал. Нутник, яросл. ниж. и др. сгонщик, прогонщик рогатого скота. От нутников падежей не убережешься

Натура человека

Натура, характер

Не самый лучший характер

Неважный характер

Недостаточно объезженный скакун, который готов приняться за свои фокусы

Обычай, уклад жизни

Обычай, уклад общественной жизни

Повадка животного

Поведение

Природный характер

Скверный характер

Склад души

Строптивый характер

Сумма душевных качеств

То же, что характер

Тот еще характер

Тяжелый характер

Уклад жизни

Уклад общ. жизни

Уклад общественной жизни

Устаревш. характер

Устаревши1 синоним характера

Устаревший синоним характера

Характер

Характер (устарев.)

Характер по-русски

Характер с вывертами

Характер с закидонами

Характер человека

Человеческая натура

. "нет таких трав, чтоб узнать чужой..." (посл.)

У детективов хмурый вид и мрачный... - какое слово имел в виду В. Высоцкий

Характер прикосновения к клавишам при игре на фортепьяно

Характер, совокупность душевных качеств

. "жена мужа не бьет, а под свой... ведет" (посл.)

. "волк меняет шкуру, но не..." (посл.)

Несносный характер

Характер строптивицы

На женский... не угодишь

Жизненный уклад

. "и простивши... мой вздорный, завещала перстень черный"

Уклад души

Простодушие ребенка

. "ее кроткий... был всем известен"

. "Его буйный... был всем известен"

Манера поведения

Душевный имидж

. "Её кроткий... был всем известен"

. «нет таких трав, чтоб узнать чужой...» (посл.)

У детективов хмурый вид и мрачный... - какое слово имел в виду В. Высоцкий?

. «нос крив, и... не прав» (посл.)

. «жена мужа не бьет, а под свой... ведет» (посл.)

. «заменитель» характера

. «вспыльчивый... не бывает лукав» (посл.)

. «волк меняет шкуру, но не...» (посл.)

. «характерный» синоним

. «волк меняет шкуру, но не...»

. «и дивный взор, и кроткий...» (песен)

. «жена не бьет, а под свой... ведет»

. «и простивши... мой вздорный, завещала перстень черный»

. «ее кроткий... был всем известен»

. «его буйный... был всем известен»